Вытяжка из корней одуванчика

Урок — Виды корней и типы корневых систем

Окучивание – это присыпание землей нижней части стебля, что ведет к образованию придаточных корней. (Учитель просит учащихся обратиться к опорному конспекту и найти на рисунках опорного конспекта пикировку и окучивание.)

– сформировать у учащихся представление о развитии корня из зародышевого корешка;
– изучить особенности строения корневых систем двудольных и однодольных растений;
– развивать практические навыки по определению и распознаванию корневых систем.

Оборудование урока: проросшие семена фасоли, пшеницы, укоренившиеся черенки комнатных растений, гербарий “Типы корневых систем”, таблицы.

“Если вы хотите знать, вы можете знать.
Если вы можете знать, вы будете знать.
Если вы будете знать, захотят узнать вас”
Восточная мудрость.

  1. Что такое семя?
  2. Назовите части семени.
  3. Назначение кожуры.
  4. Что такое зародыш семени?
  5. Расскажите о строении зародыша семени.
  6. Как можно классифицировать растения по строению семян?
  7. Какие растения называются однодольными? Приведите примеры.
  8. Какие растения называются двудольными? Приведите примеры.
  9. Где находится запас питательных веществ у однодольных и двудольных растений?
  10. Назовите части семени фасоли и пшеницы.

Затем можно сравнить строение семян, указав сходства и отличия.

  • Какова роль семян в жизни растения?
  • Какие преимущества имеют семена перед спорами?
  • Мы в букет собрали маки жаркие,
    Много незабудок голубых,
    А потом цветов нам стало жалко,
    Снова в землю посадили их.
    Только ничего не получается:
    От любого ветерка качаются!
    Почему осыпались и вянут?
    Без корней расти и жить не станут!
    Как ни тонок, неприметен
    Под землею корешок,
    Но не может жить на свете
    Без него любой цветок!
    (В. Жак)

    1. закрепление растения в почве;
    2. всасывание, проведение воды и минеральных веществ;
    3. запас питательных веществ;
    4. взаимодействие с корнями других растений (симбиоз), грибами, микроорганизмами, обитающими в почве (микориза, клубеньки бобовых);
    5. вегетативное размножение;
    6. синтез биологически активных веществ;
    7. у многих растений корни выполняют особые функции (воздушные корни, корни-присоски).

    2. А затем учитель называет виды корней и показывает их на таблице. После чего просит учащихся обратиться к опорному конспекту и назвать виды корней, обозначенные цифрами 1, 2, 3.

    2 – придаточные корни, которые отрастают от стебля или листьев.
    1 – главный корень, который развивается из зародышевого корешка.
    3 – боковые корни, которые отрастают от главного и придаточных.

    3. Все корни одного растения образуют корневую систему. (Учитель просит учащихся найти на опорном конспекте определение корневой системы.) Различают два типа корневых систем – стержневую и мочковатую. Стержневая корневая система характеризуется преобладанием главного корня над остальными. Стержневую корневую систему имеют большинство двудольных растений. Стержневая корневая система проникает в почву довольно глубоко. Мочковатая корневая система характеризуется преобладанием придаточных и боковых корней. Главный корень в ней слабо развит или рано отмирает. Мочковатую корневую систему имеют большинство однодольных растений. Мочковатая корневая система располагается, как правило, в верхнем слое почвы. (Учитель просит учащихся обратиться к опорному конспекту и назвать типы корневых систем ,обозначенные на рисунке опорного конспекта цифрами 1, 2, 3, 4, 5 . Учащиеся называют и подписывают прямо на опорном конспекте.

    Пикировка – это отщипывание кончика главного корня с помощью специальной палочки “пики”. Это ведет к увеличению числа боковых корней в верхнем, самом плодородном слое почвы.

    Окучивание – это присыпание землей нижней части стебля, что ведет к образованию придаточных корней. (Учитель просит учащихся обратиться к опорному конспекту и найти на рисунках опорного конспекта пикировку и окучивание.)

    1. Рассмотрите корневые системы предложенных вам растений. Чем они различаются?
    2. Какие корневые системы называются стержневыми, какие мочковатыми?
    3. Отберите растения со стержневой корневой системой.
    4. Отберите растения с мочковатой корневой системой.
    5. По строению корневой системы определите, какие растения – однодольные, какие –двудольные?
    6. Заполните таблицу.

    Источник: http://festival.1september.ru/articles/612383/