Трава и корень одуванчика

Многие дети любят слушать, как им рассказывают разные истории. Во всяком случае, я был именно таким ребенком. Недавно одна учительница поведала мне, что когда она была совсем маленькая и должна была пойти в школу, слово «школа» у нее ассоциировалось с местом, «где будут рассказывать что-нибудь необыкновенное. Но меня ждало глубокое разочарование. Мои ожидания не оправдались. И теперь я, будучи учителем, стараюсь наверстать упущенное и рассказываю своим детям (так она называет свой класс) много сказок и историй. Многие истории я придумываю сама. И когда я рассказываю, в классе слышно, как муха пролетит. Дети буквально замирают, так им интересно… ».

Устный рассказ, эта старая как мир форма передачи традиции, живого опыта народа, кажется, исчезает в наш технический, прагматичный век. И все-таки, мы думаем, именно сегодня стоит вспомнить о ней. Ведь недаром крупнейший философ ХХ века Ганс Георг Гадамер (он умер недавно в возрасте 102 лет) в одном из интервью на вопрос о том, что будет актуально для будущего образования, ответил: устное преподавание. Знание, исходящее из уст живого человека, согретое, пропитанное его индивидуальностью, личностной заинтересованностью и теплотой, интересом к ученикам, для которых он придумал историю или подготовил материал, никогда не смогут заменить никакой компьютер и дистанционное обучение.
Мы хотим предложить читателю несколько маленьких рассказов о природе, сочиненных учителями вальдорфских школ для своих учеников. Первый рассказ взят из книги Ирены Йохансон «О чудесном лесе». В этой книге речь идет о девочке, обладавшей удивительным даром, – она умеет слышать и понимать язык природных существ, которые рассказывают ей о своих тайнах. Второй и третий рассказ – из книги Эрнста Вепфера «О незаметных вещах». Эти маленькие истории родились из живого слова, из рассказов, которые педагоги придумывали для «своих детей».
Те, кто присутствовал на уроках в вальдорфской школе, знают, что учитель – это Мастер рассказывания. На некоторое время все вокруг исчезает, и вы попадаете в волшебный мир Фантазии. Но сказания и предания родной старины и всего человечества могут зазвучать из уст учителя только если для этого заранее выделено специальное время и учитель готовится к этому. Попробуйте и увидите сами, какими благодарными слушателями являются ваши ученики, особенно малыши.
Эти рассказы о природе, в которых камни, растения и животные разговаривают друг с другом и на языке образов раскрывают свое существо, составляют важную часть ознакомления детей с природой в младших классах вальдорфской школы. Их называют «истории со смыслом». В идеале каждый вальдорфский учитель сам придумывает такие истории для детей своего класса. На языке природы, в образах и свойствах ее существ перед учениками раскрываются в то же время и мотивы человеческой жизни. Истории из книг Ирены Йохансон и Эрнста Вепфера, которые мы предлагаем, используют на своих уроках учителя не только вальдорфских, но и обычных школ Германии, а также родители и все, кто хочет.

Была зима. В саду, глубоко в земле, лежали рядышком два семечка: маленькое и большое. Маленькое семечко сказало большому: “Ах, скорее бы кончилась зима! Я так соскучилось по солнцу. Я люблю его больше всего на свете”.
“Я тоже люблю солнце, – сказало большое семечко, – поэтому мне нравится и здесь, в земле, ведь солнце позаботилось, чтобы здесь было так тепло. Видишь, каждая крупица земли пронизана солнечным теплом. А то мы бы уже давно замерзли”.
“Да, я знаю, что здесь тепло от солнца. Но я хочу расти ввысь, навстречу ему, я хочу быть похожим на него, чтобы оно заметило, как я его люблю”.
“Я бы тоже хотело так”, – проговорило большое семечко. Больше оно ничего не сказало. А маленькое еще долго рассказывало о том, что было в прошлом году. Большое лежало молча. Вдруг солнечный луч пробился под землю и упал прямо на маленькое семечко.
“Солнце вернулось!” – возликовало оно и тут же высунуло свой острый зеленый кончик в маленькую дырочку, через которую к нему проникло солнце. Теперь оно спешило расти навстречу солнцу. Оно так торопилось, что его зеленые листья, растущие вокруг стебля, остались у самой земли, а голый стебель устремился вверх. И очень скоро на конце стебля раскрылся цветок. Он был похож на маленькое солнце: совершенно белые лучи, а серединка – желтая. Маргаритка (так назывался этот цветок) следовала за солнцем с утра до вечера. Она все время поворачивала за солнцем свою головку, а после заката закрывалась.
Солнце увидело маленький цветочек, который отважился выглянуть из земли так рано, первым среди всех весенних цветов. Оно заметило, как любит его маргаритка, и захотело как-нибудь отметить ее в знак своей любви. Ранним утром солнце послало к маргаритке цветочного эльфа. Тот принес с собой дыхание утренней зари и сказал: “За то, что ты так любишь солнце, ты станешь не только первым, но и последним цветком года”. С тех пор маргаритка носит на себе розовый отблеск зари и цветет круглый год.
Иногда цветок смотрел по сторонам, ища, куда же делся сосед, с которым они пролежали всю зиму под землей. И вот однажды, когда весна была уже в разгаре, обнаружился зеленый росток. Потом появился стебель, он рос медленно, большой и толстый, почти как ствол маленького деревца. Высоко на стебле росли листья. Вскоре сосед стал таким большим, что маргаритка почти испугалась. Даже один его зеленый лист был намного больше ее самой. Все было большим, зеленым, но ничто в нем не напоминало солнца.
Однажды маргаритка собралась с духом и обратилась к большому зеленому растению: “А помнишь, как зимой мы лежали рядом под землей и говорили о солнце? Посмотри, я приготовила в подарок солнцу крошечные цветочки-солнышки. Вся лужайка покрыта ими. А солнце за это подарило мне краску утренней зари. А ты? У тебя только толстый стебель и листья. Почему ты не покажешь солнцу, что ты его любишь?”
“Надо подождать!” – сказало большое растение. И каждый раз, когда маргаритка заговаривала об этом, большое зеленое растение отвечало: “Надо подождать!”
Так прошли весна и лето. Солнце отдало все свое тепло и весь свой свет, подошло время прохладных дней и ночей. И вот однажды утром маргаритка проснулась и увидела над собой огромное желтое солнце – цветок такого же размера, как настоящее солнце, когда на него смотришь с земли. Желтым, как солнце, был цветок с множеством светящихся лепестков-лучей.
Маргаритка удивилась: вот в самом деле солнечный цветок. И как это ему удалось? Тут она вспомнила слова большого цветка: “Надо подождать!” И маргаритка притихла, ей даже стало чуточку грустно.
Вечером перед сном солнце погладило лучами обоих своих детей и сказало: “Я люблю вас: и тебя, усердная маленькая маргаритка, и тебя, большой терпеливый подсолнечник”.
И оба заснули счастливыми, и им снилось солнце.

На лугу, целиком спрятавшись в траве, росла маленькая фиалка, а рядом с ней цвела очаровательная маргаритка. Они могли видеть лишь то, что было рядом с ними, потому что вокруг стеной стояла высокая, пышная майская трава. Но все же они росли в очень красивом тихом местечке.
– Нас совсем закрыло зеленью, – сказала маргаритка фиалке.
– Я все время побаиваюсь большого господина – моего соседа, – заметила фиалка. – У него такие огромные листья с ужасными зубцами, так и кажется, что они хотят кого-нибудь съесть. И вообще он такой гордый, он смотрит только вверх, как будто солнце всходит на небе только для него одного. Он никогда даже не посмотрит на нас. Ты его не знаешь?
Маргаритка наклонилась к голубой фиалке и сказала:
– Я хорошо знакома с ним, он даже мой родственник. Это одуванчик.
– Ого! – ответила удивленно фиалка. – Тебе очень повезло! И конечно, тебе нечего его бояться!
– Да и тебе тоже! – сказала, смеясь, маргаритка. – Хотя он и кажется сердитым и высокомерным, на самом деле он вовсе не такой. Подумай только: его корни уходят глубоко в землю и крепко держатся там, и по ним из земли поднимается много горечи. Он весь заполнен горьким соком, поэтому и выглядит таким мрачным. Но он никогда никому не причиняет вреда. Ему очень хочется сделать сок своих цветов сладким. Это очень тяжелая работа, и один он с ней справиться не может. Потому-то он и смотрит все время вверх, на солнце, и просит о помощи. Солнце слышит просьбу и своими лучами делает цветки одуванчика сладкими. Одуванчик сияет от счастья. Его цветок становится удивительно мягким и золотистым и к тому же сладким, полным солнечного аромата. Но ведь это так трудно – бороться с такой горечью.
Маргаритка помолчала, а потом фиалка сказала своей милой соседке:
– Я ведь ничего не знала об этом. Как жаль, что я так нелюбезно говорила о нем. Теперь, конечно, я буду любить его, этот одуванчик.
И с тех пор фиалка радовалась тому, что она растет так близко к одуванчику, и восхищалась своим соседом. И когда пчелка прилетала к фиалке и лакомилась медом из ее цветка, она говорила ей:
– Не забудь заглянуть к одуванчику – у него ведь такой сладкий цветок!

Был июль. Солнце роняло жаркие лучи на созревающие хлеба, которые уже окрасились в золотой цвет. Их колосья начали склоняться к земле. И тут на краю поля вырос вьюнок, похожий на маленький веночек. Он увидел соломинку. Он думал, что она растет до самого неба.
– О, соломинка, – сказал вьюнок. – Какая ты сильная! Ты такая высокая и все же так прочно стоишь на земле!
Соломинка посмотрела вниз и ответила:
– Милый вьюнок, твои большие белые чаши цветов с нежными розовыми полосками светятся так ярко и чисто! Если бы я не должна была приносить хлеб, и у меня могли бы быть такие же цветы.
Вьюнок сказал:
– О, как хотел бы я подняться так же высоко, как ты, и расти навстречу солнцу!
– Дорогой вьюнок, цепляйся за меня, я буду тебе поддержкой и опорой, – ответила соломинка.
Тут вьюнок с радостью потянулся вверх, к соломинке, и был от всего сердца благодарен ей.
– Как могу я отблагодарить тебя за эту услугу? – спросил он.
– Но ведь ты украшаешь меня своими цветами, – ответила соломинка.
И вьюнок обвился вокруг соломинки, окружив ее своими листьями и цветами, и счастливо посматривал с высоты на поле.