Сок из одуванчиков чем полезен

Позавчера были выборы. Вчера – подсчет голосов. Сегодня обещали объявить результаты. Только не думайте, что мы о дне единого голосования. Мы о других выборах. Сегодня станет известно, какой сок больше всего любят наши соотечественники.

Обо всем по порядку. Три года назад Россия присоединилась к международной инициативе празднования Дня сока. С подачи отечественного Союза производителей соков было решено отмечать этот день ежегодно в третью субботу сентября. Но только в нынешнем году еще в преддверии праздника на «соковых» порталах Интернета союз запустил открытое голосование за любимый вкус.

Было предложено одиннадцать вкусов. Начиная от яблочного и апельсинового, включая клюквенный и черничный. Не упуская из внимания овощные – томатный и морковный. При этом про безумно полезный тыквенный почему-то забыли.

Подспудно предполагалось, что участники голосования назовут не только любимый вкус, но и производителей (или бренды). Будут среди них, надо думать, все широко известные «сады» России – и «Фруктовый», и «Любимый», и «Придонья». Отметятся «Моя семья» и «Тонус», J7, «Добрый» и «Сочный». Не будет только «Печальки». Ее зарегистрировать не успели.

Про эту самую «Печальку» – отдельной строкой. Нынешним летом компания «Вимм-Билль-Данн» – известный производитель молочных продуктов – объявила о намерении зарегистрировать в России свой новый бренд «Печалька». Соответствующие документы были поданы в Роспатент. Под такой торговой маркой компания пожелала выпускать соковую продукцию и ряд других своих товаров.

«Печалька» – это интернет-мем, широко распространенный на просторах Рунета. Брендирование товаров популярными хештегами (выражениями) нынче в моде. Считается, что сей маркетинговый ход должен привлечь внимание потребительской аудитории к продукции. Но – упадническая «Печалька». Большинство экспертов предполагают, что «Печальку» фирме, входящей в американский концерн PepsiCo, навеяли продовольственные санкции.

Любителям же соков печальку давно навевают цены. По данным статистических служб, стоимость соков и нектаров на потребительском рынке России за год увеличилась в среднем на 60%. При этом на продукцию экономкласса – на 35%, премиум подорожал на все 100%. Маркетинговые же службы утверждают, что спрос на соки и нектары снизился более чем на треть от прошлогодних объемов продаж. И именно из-за удорожания товара.

По статистике, в России производится более трех миллиардов литров соков в год. Однако производство и потребление – не одно и то же. Выпиваем мы все вместе взятые чуть больше двух миллиардов литров. Лидеры «по выпиванию» – столицы. Среднестатистический москвич, по утверждению аналитиков, потребляет 25 литров соков в год, петербуржец – около 23. Для сравнения: в Германии на каждого бюргера ежегодно приходится 42 литра соковой продукции. В Голландии и США уровень потребления еще выше – до 50 литров в год.

Крупнейшим игроком на рынке соковой продукции в России остается компания PepsiCo, на которую приходится более 40% объема производства. Доля другого крупного игрока – компании Coca-Cola – 24%. Третий по величине производитель – компания «Сады Придонья» с долей 9%. Все прочие «доли» делят между собой двести небольших предприятий, разбросанных почти по всем регионам России. Шесть таких предприятий есть в Ленинградской области.

«На рынке соков и нектаров 95% – продукция отечественного производства», – гласят отчеты маркетинговых служб. Однако из отечественного сырья производится не более 10% этого объема. Все остальное – из сырья импортируемого. Причем не из свежих плодов, а из концентрированного сока.

Для многих до сих пор загадкой остается информация на этикетке: «100% натуральный сок. Изготовлен из концентрированного сока». Рассуждения примерно такие: «Если продукт натуральный, при чем здесь концентрат?» Попробуем разобраться.

В первом случае их получают путем отжима из свежих или свежезамороженных фруктов, овощей, ягод и консервирования с помощью тепловой обработки (пастеризации или стерилизации). Срок хранения непродолжительный – от 20 дней до 3 месяцев. Условия хранения жесткие. Стоимость конечного продукта высокая. В питерской торговой рознице нынешняя стартовая цена одного литра такого сока – 90 рублей.

Когда-то это были соки исключительно импортного производства. Теперь их производит «Сады Придонья» – национальный продовольственный агрохолдинг, в собственности которого тысячи гектаров плодовых насаждений. Правда, «жмет» Придонье в основном яблоки, груши и ягоды – ни апельсины, ни бананы, ни ананасы там не растут.

Сам концентрат делается так: из сока прямого отжима при пониженном давлении в вакууме выпаривают жидкость, получается густой сироп – концентрат. Этот продукт удобно хранить и транспортировать в любую точку планеты.

Технология восстановления в общих чертах такая. Концентрат нагревают в течение 30 – 40 секунд до температуры 100 – 110 градусов, выдерживают 3 – 4 секунды, а потом за 30 секунд охлаждают до комнатной температуры. В «распаренный» концентрат вливают ровно столько чистой воды, сколько раньше выпарили. Получается 100%-ный сок, по вкусовым характеристикам и содержанию полезных веществ ничем не уступающий натуральному.

Сегодня концентрированные соки в Россию поставляют Бразилия, Аргентина, Китай, Турция. А также страны Евросоюза. Да-да! Плодоовощные концентраты под продовольственные санкции не попали. Иначе рухнул бы весь российский соковый рынок. В этом сегменте вариант импортозамещения слишком слаб. А по фруктовой экзотике вообще невозможен.

Но печалька в том, что платить России за импортный концентрат приходится растущими долларами и евро. И потом закладывать эту плату последовательно в оптовую и розничную стоимость готового продукта.

Потребительскую аудиторию соковой продукции пристально изучала исследовательская компания «Маркет Аналитика». И вот что выяснила.

При выборе сока в магазине потребитель в первую очередь обращает внимание на производителя (бренд), состав (натуральность) и упаковку. Семейное положение тоже оказывает определенное влияние – чем больше семья, тем активнее она потребляет соковую продукцию. Кроме того, в семьях с детьми до 16 лет соки покупают чаще, чем в семьях без детей.

Среди возрастных групп наиболее активными потребителями являются подростки от 10 до 15 лет, наименее активными – люди старше 55 лет. Это объясняется тем, что пожилые покупатели часто ограничены в средствах и не считают сок продуктом повседневного потребления. Общий итог: самая массовая группа потребителей – мужчины и женщины 25 – 45 лет; семьи с детьми в возрасте от 4 до 11 лет.

Что касается вкусовых предпочтений, то на протяжении многих лет наиболее популярными вкусами остаются апельсиновый и яблочный. Замыкают тройку мультифруктовые соки.

Кстати, пару лет назад в наши предпочтения влезли иностранные социологические службы, чтобы узнать, насколько наши вкусы отличаются от европейских. Узнали: россияне больше всего любят яблочный сок (17,5%), европейцы отдают предпочтение апельсиновому (38,5%). На втором месте в России стоит апельсиновый сок (13%), а у европейцев фруктовые смеси (20%). При этом открылась «аномалия»: у жителей Сибири на третьем месте не мультифрукт, как у большинства россиян, а. персик.

В довершение к сибирской «аномалии» социологи наткнулись на совершенно необъяснимую тягу российских авиапассажиров к томатному соку. Хотя, если уж честно, бортпроводники российских авиалиний давно «рассекретили» это явление. Томатный сок – не столько питие, сколько. еда. Томатом до подачи более серьезного перекуса («Что желаете? Мясо, курица, рыба. ») пассажиры заедают стресс, коим сопровождается любой перелет.

История его такова. Нарком пищевой промышленности Анастас Микоян, с интересом отслеживавший пищевые новинки в других странах, в 1933 году отправил в США целый десант инженеров и технологов, чтобы те разузнали, каким образом из помидоров получается очень вкусный и полезный «жаждоутолитель».

Вернувшись домой, спецы приступили к монтажу нового оборудования, а потом к обкатке технологии производства томатного сока на консервном заводике в станице Крымская Краснодарского края. И вот в 1936 году советский народ получил возможность попробовать и полюбить новый продукт – сок из помидоров.

. Какое место займет томатный сок в нынешнем выборе потребительских пристрастий, узнаем уже скоро. А через неделю вернемся к томатно-помидорной теме.

http://spbvedomosti.ru/news/obshchestvo/uydi_starushka_ya_nbsp_v_nbsp_pechalke_/