Салат из корня одуванчика и листьев

Данное пособие является дополнением к учебнику В. В. Пасечника «Биология. Бактерии, грибы, растения. 6 класс» и предназначено для текущего и тематического контроля.

Вопросы сгруппированы по темам, в соответствии с программой по биологии для средних общеобразовательных учебных заведений по курсу «Биология. Признаки живых организмов». Особое внимание уделено проверке усвоения основных биологических терминов, понятий, понимания существующих взаимосвязей между биологическими явлениями и процессами, а также между различными организмами и окружающей средой.

Основная часть заданий представлена наиболее распространенной формой поэтапного контроля на уроке – тестами, в которых всегда присутствует один или несколько правильных ответов («выберите правильный ответ»).

Также в сборник включены тестовые задания на соотношение объектов («найдите соответствие»), которые содержат только правильные ответы, и их необходимо сгруппировать или расставить в правильной последовательности. Выполнение такого типа тестов наиболее эффективно при контроле знаний по изучаемым темам курса.

Задания, требующие выбора правильного утверждения и дополнения какого-либо определения или понятия («выберите верное утверждение» и «вставьте пропущенное слово»), помогают лучше запомнить новые знания.

Задания по восстановлению пропущенных слов в предложениях и выбору верного утверждения можно использовать в форме биологического диктанта.

В конце пособия дается итоговое тестовое задание по всем изученным темам разделов «Бактерии, грибы и лишайники» и «Растения». В итоговый тест дополнительно включены вопросы повышенной трудности – задания с рисунками и требующие развернутого ответа.

Работа с тестами предполагает практическое применение знаний и регулярную работу с учебником, что позволяет учащемуся подготовиться к уроку, контрольной работе, экзамену, научит анализировать и систематизировать знания, самостоятельно и объективно их оценивать, использовать дополнительные источники информации.

Пособие адресовано учителям, а также будет полезно школьникам для самоконтроля при подготовке к урокам, зачетам, контрольным и проверочным работам. Ко всем заданиям даны ответы для самопроверки.

Интенсивность размножения бактерий такова, что потомство одной бактерии за 5 суток заполнило бы все океаны и моря, однако в природе этого не происходит, так как.

Г. Многоклеточные и одноклеточные организмы, питаются готовыми органическими веществами, размножаются спорами, обрывками грибницы, почкованием

№ 5 – сильно разросшийся зародыш за счет поглощения питательных веществ эндосперма № 6 – эндосперм занимает почти весь объем семени

2. У листьев, собранных с деревьев, растущих в городском парке, число устьиц. (больше, меньше), чем у листьев, собранных с деревьев за городом.

68. Околоцветник – совокупность покровных листочков цветка, окружающих тычинки и плодолистики. Напишите соответствующие буквы, указывающие растения с двойным, простым околоцветником и растения, не имеющие околоцветника.

73. К двудомным относятся растения, у которых тычиночные цветки расположены на одних растениях, а пестичные – на других. Выберите двудомные растения:

21. У многих древесных растений гладкая пробка сменяется трещиноватой коркой, которая состоит из слоев пробки и других отмерших тканей.

1. Ускоряет созревание плодов томатов удаление боковых побегов, так как. вещества, которые использовались бы на развитие. направляются к.

27. К двулетним растениям, которые в первый год жизни накапливают питательные вещества в стеблях и корнях, а цветут и плодоносят, относятся:

3. Одинаковые части разных растений: семена, листья, корни, содержат одинаковое количество воды, органических и минеральных веществ.

15. Из зародышевого корешка развивается молодой корень, потом начинается рост зародышевого стебелька, при этом семядоли всегда остаются в почве.

3. Напишите ответы на вопросы-подсказки, которые помогут вам выполнить или проверить задание 2 (назовите систематические группы растений).

А. Вы летом заготовили гербарий сорных растений без корней с красивыми листьями. Можно ли ваш гербарий использовать для того, чтобы определить, к какому классу это растение относится?

6. В лабораторию принесли: паслен, картофель, горох, сою, клевер. Найдите среди них родственные растения. Назовите семейства, к которым они относятся.

12. Распределите перечисленные растения по семействам, указав буквенные обозначения растений и название семейства, к которым эти растения относят:

15. Докажите, что кочан капусты – гигантская почка. Назовите плод капусты, характерный для представителя семейства. к которому она относится.

«Сумрачно. Влажность повышенная. Даже в жаркий день здесь прохладно. Под пологом деревьев растут кислица, черника, брусника, различные мхи».

24. В саваннах в самое жаркое время у растений происходит листопад. Можно ли сказать, что причина листопада та же, что и в наших краях осенью?

5. Тенелюбивые растения имеют хрупкие и нежные побеги, т. к. у них механические и проводящие ткани развиты слабо, а кожица листа может содержать хлоропласты.

8. Растения, живущие в условиях избыточного увлажнения, имеют слаборазвитую корневую систему, которая располагается близко к поверхности почвы.

10. Совместно живущие растения в определенном пространстве, на определенной территории с одинаковыми условиями, образуют растительные сообщества.

14. Найдите соответствие. Разнообразные клетки растения выполняют определенные функции. Выполняя задание, поставьте соответствующие цифры, обозначающие различные клетки, для которых характерны процессы жизнедеятельности:

4. Появление полового размножения у водорослей способствовало изменчивости организмов и приобретению новых свойств, которые помогали приспосабливаться к новым условиям.

14. Студенистое вещество – агар-агар, используемое в кондитерской, хлебопекарной, бумажной и текстильной промышленности, получают из бурых водорослей.

3. Восстановите порядок этапов деления растительной клетки. Опишите каждый из этапов. Какова роль деления клетки в жизни растений?

8. Перечислите формы бактериальных клеток, используя рисунок. Какие из приведенных бактериальных клеток на рисунке можно отнести к подвижным и неподвижным формам? Охарактеризуйте формы питания бактерий.

На корнях бобовых растений образуются клубеньки? Как они образуются и какое значение они имеют? Как это явление можно использовать в сельском хозяйстве?

10. Что такое мицелий? Мицелии каких грибов изображены на рисунке? Где в природе можно обнаружить мицелий. Дайте несколько вариантов ответов.

11. Используя рисунок шляпочного гриба, опишите его строение. Какими цифрами обозначена грибница и плодовое тело. Как размножаются грибы?

12. Какие организмы называют паразитами? Каким болезнетворным грибом поражен колос пшеницы. Что обозначено на рисунке буквами «А» и «Б»?

13. Почему водоросли считаются низшими растениями? Какие водоросли изображены на рисунке? Определите название и значение каждой части клетки.

14. Какой организм изображен на рисунке? Опишите его строение. Примером какого явления в живой природе служит этот организм. Как размножается этот организм?

15. Что изображено на рисунке? К какой группе растений относится данный организм. Относится ли он к низшим или высшим растениям и почему? Для какого растительного сообщества характерно это растение?

17. Какое растение изображено на рисунке? В каких частях растения созревают споры? Что такое споры, какой цифрой они обозначены на рисунке? Что такое корневище, какой цифрой оно обозначено на рисунке? Индикатором каких почв является это растение?

19. Дайте характеристику покрытосеменным растениям? Как еще называется эта группа растений. Используя рисунки «А» и «Б», назовите органы покрытосеменного растения и перечислите их значение.

20. Какую роль выполняют семена растений? Опишите строение семян двудольных и однодольных растений. Где в семени находится запас питательных веществ?

21. Что такое корень? Какую он выполняет функцию? Какой тип корневой системы показан на рисунке? Какие существуют виды корней? Подпишите названия видов корней.

22. Перечислите зоны корня и их функции. Какими тканями образованы зоны корня? Вспомните, что называется тканью? В какой зоне корня находятся самые молодые клетки? Какую функцию выполняет корень?

23. Что называется побегом? Используя рисунок, опишите строение побега и почки. Что такое глазки? Докажите, что клубень – видоизмененный побег.

24. Какая часть растения является стеблем? Перечислите его функции. Какие различают типы стеблей? Используя рисунок, опишите строение стебля. Какую функцию выполняют чечевички, камбий? Содержится ли хлорофилл в клетках основной ткани стебля?

26. Дайте определение листа? Листовая пластинка пронизана проводящими пучками, какова их функция? Какой тип жилкования у листьев на рисунке? Какой тип жилкования у двудольных и однодольных? Приведите примеры для каждой группы растений.

31. Назовите функции плода. Из каких частей состоит плод. Из показанных на рисунке плодов выберите простые и сложные (приведите примеры); односеменные и многосеменные (приведите примеры); сочные и сухие (приведите примеры).

1 – А; 2 – Г; 3 – Г; 4 – Г; 5 – Б, А, В, Д, Г; 6 – Б; 7 – Д, А, Б, В, Г; 8 – I – Б, II – А, III – В, IV – Г, V – Е, VI – Д, VII – Ж; 9 – А; 10 – А; 11 – А; 12 – А; 13 – Г; 14 – Г; 15 – дышат; 16 – Б; 17 – А; 18 – Б, А, Г, Е, Д, В, 3, И, Ж; 19 – А, В, Г; 20 – тканью называют группу клеток, сходных по строению и выполняющих одинаковые функции; 21 – I – Б, II – В, III – Д, IV – Г, V – А; 22 – Б; 23-3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 14, 15.

1 – I – Б, II – А, III – Г, IV – В; 2 – бактерии – относительно просто устроенные микроорганизмы, состояние из оболочки, цитоплазмы, ядерного вещества и включений с запасными веществами; 3 – В; 4 – В; 5 – А; 6 – интенсивность размножения бактерий такова, что потомство одной бактерии за 5 суток заполнило бы все океаны и моря, однако в природе этого не происходит, так как многие бактерии погибают под действием солнечного света, нагревания, высушивания, под действием дезинфицирующих веществ, недостатка пищи; 7 – Б; 8 – сапрофитные бактерии гниения являются санитарами наглей планеты, так как, питаясь органическими веществами отмерших организмов, превращают их в перегной;

11 – А; 12 – болезнетворные бактерии, поселяясь в организме человека, питаются живыми тканями, отравляя организм продуктами своей жизнедеятельности, вызывая заболевания: ангину, туберкулез, столбняк и т. д.; 13 – Б; 14 – В, Г; 15 – А, Б; 16 – А, Б, Г; 17 – В; 18 – грибокорень, или микориза; 19-1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 12, 14.

4 – Г; 5 – В, Г Д; 6 – Г; 7 – Г; 8 – Б; 9 – А; 10 – I – В, II – А, III – Б; 11 – слоевище лишайника состоит из грибницы и водоросли, живущих в симбиозе; 12 – А, Б; 13 – Б, В; 14 – А, Б; 15 – Б, Г; 16 – А; 17 – В; 18 – А; 19 – В; 20 – Б; 21 – папоротник имеет подземные побеги – корневища, от них растут вайи (рассеченные листья), на нижней стороне которых находятся споранши 22 – В; 23 – В; 24 – А; 25 – А, Г; 26 – I – А, II – В, III – Г, IV – Б, V – Д; 27 – А; 28 – А, В, Г; 29 – В; 30 – А; 31 – Б, Г; 32 – А, Г; 33 – I – Г; II – В, Д, III – А, Б, Е; 34-1, 2, 3, 4, 5, 6, 8, 9, 13, 14, 15.

1 – А; 2 – А; 3 – однодольные – № 1, № 3, № 4, № 6, двудольные – № 2, № 5, № 7; 4 – зародыш семени снабжен запасом питательных веществ; 5 – рубчик – это место прикрепления семени к семяножке; 6 – через микропиле в семя проходит воздух и вода; 7 – пшеница – № 6, № 4, яблоня – № 5, № 1, тыква – № 3, № 2; 8 – Г; 9 – А; 10 – при отщипывании кончика главного корня увеличивается количество боковых корней; 11 – А; 12 – А, Б; 13 – Б; 14 – Г; 15 – В; 16 – В; 17 – корневые волоски образуют зону всасывания, где происходит поглощение из почвы воды и растворенных в ней минеральных веществ; 18 – Б; 19 – прочность и упругость корня обеспечивает механическая ткань; 20 – пикировка – это отщипывание верхушки корня, в результате чего увеличивается количество боковых корней, что благоприятно влияет на повышение урожая; 21 – I – Г, II – А, III – В, IV – Б; 22 – тканью называется группа клеток, сходных по строению и выполняющих одинаковые функции; 23 – А; 24 – А; 25 – I – В, Г; II – А; III – Б, Ж; IV – Е, Д; 26 – В; 27 – I – А, Г; II – Б, В; III – Д; 28 – после опадения листьев на побегах остаются листовые рубцы.

30 – побег развивается из почки; 31 – почка – это зачаточный побег; 32 – снаружи почка покрыта почечными чешуями; 33 – зачаточные бутоны находятся внутри генеративных почек; 34 – побег растет за счет деления клеток конуса нарастания; 35 – А, Г; 36 – узел – это участок стебля, на котором развиваются листья; 37 – междоузлие – это участок стебля между двумя ближайшими узлами одного побега; 38 – лист – часть побега; 39 – листья березы и дуба состоят из: а) листовой пластинки и б) черешка; 40 – I – А, Б, В, Д; II – Г, Е, Ж; 41 – I – А, В, Д, Г; II – Б, Е; 42 – листья разных растений имеют разное жилкование: а) сетчатое, б) параллельное, в) дуговое; 43 – В; 44 – Г; 45 – А; 46 – В; 47 – Г; 48 – замыкающие клетки, в цитоплазме которых содержатся хлоропласты, и щель между ними, образуют устьице, через устьичную щель в лист проникает воздух и происходит испарение воды; 49 – I – а; II – в; III – б; 50 – I – столбчатая ткань – № 1, № 3, № 4, № 6, II – губчатая ткань – № 2, № 5.

52 – число устьиц зависит от условий, в которых произрастают растения. У листьев, собранных с деревьев, растущих в городском парке, число устьиц меньше, чем у листьев, собранных с деревьев, растущих за городом; 53 – Г; 54 – растения влажных мест – № 1, № 4, растения засушливых мест – № 2, № 3, № 5, № 6; 55 – А – № 4, Б – № 1, № 2, В – № 5, Г – № 4, Д – № 6; 56 – А, Б, Г; 57 – А; 58 – I – № 1, № 2, № 5, II – № 4, № 8, III – № 3, № 6, IV – № 7; 59 – I – В, 2; II – В, 2; III – Г, 3; IV – Г, 3; V – Д, 1; VI – Д, 6, VII – Б, 4; VIII – А, 5; 60 – А; 61 – В; 62 – сердцевидные лучи проходят от сердцевины через древесину и луб; 63 – видоизмененные подземные побеги: корневище, клубень, луковица, в них накапливаются запасы органических веществ; 64 – I – Б, В; II – А, Г; III – Д, Е.

I – А, Г, Ж; II – Б, В, Д, Е; 70 – А, Г; 71 – А, В; 72 – однодомными называют такие растения, у которых тычиночные и пестичные цветки располагаются на одном растении; 74 – А, В, Г; 75 – I– Б, II – А, III – В, IV – Д, V – Л, VI – Е, VII – Ж, VIII – Г, К, IX – И, X – М; 76 – I – околоплодник – А, Б, В, II – семена – Г; 77 – плод называют простым, если он развивается из цветка, имеющего один пестик; 78 – плод называют сложным, если он разрастается из цветка, имеющего несколько пестиков; 79 – формируется из целого соцветия в результате нескольких плодов – соплодие; 80 – сухие, сочные; 81 – I – К, II – И, III – Ж, IV – , V – Е, VI – Г, VII – Д, VIII – А, IX – В, X – Б; 82 – А, Б, В; 83 – А, Б; 84-1, 2, 3, 4, 5, 7, 8, 9, 14, 16, 19, 20, 21, 24, 25, 28, 29.

1 – А, В; 2 – Б; 3 – В; 4 – Г; 5 – Г; 6 – В; 7 – Б; 8 – Б; 9 – солнечный свет; 10 – воды, углекислого газа, солнечной; II – кислорода, выделении; 12 – В; 13 – В; 14 – А; 15 – Б, В, Г; 16 – А; 17 – I – Б, Д, Е, II – А; 18-1-органические вещества, которые использовались бы на развитие удаленных побегов, направляются к плодам, 2 – корнях растений; 19 – А; 20 – Б; 21 – II, III, I, IV; 22 – А; 23 – А; 24 – I – В; II – Г; III – А; IV – Б; 25 – все органы растения имеют клеточное строение и взаимосвязаны между собой. Растение улавливает солнечную энергию, в процессе фотосинтеза из простых веществ. Воды и углекислого газа образуются сложные органические вещества. Накапливается энергия. В процессе жизнедеятельности – роста, дыхания – затрачивается энергия. Сложные вещества раскладываются на простые; 26 – Г; 27 – А; 28 – Г; 29 – увеличение числа особей; 30 – вегетативное и семенное; 31 – клубнями; 32 – вегетативными органами; 33 – половое размножение происходит при помощи гамет, спермия и яйцеклетки, в результате оплодотворения образуется зигота, из которой развивается зародыш; 34 – бесполым; 35 – Б, В, Г, А, Б, Д; 36 – В.

45 – пыльцевую трубку, два спермия; 46 – А; 47 – А – III, X, Б – III, V, В – V, IX, X, Г – I, II, Д – XI, Е – VII, VI. 48 – А; 49 – привой, подвой; 50 – растения из клеток образовательной ткани, помещенной в питательную среду; 51 – в пыльниках тычинки, вегетативной и генеративной клеток; 52 – в семязачатке; 53 – пыльцевход; 54 – г.

1 – Г; 2 – царство, отдел, класс, семейство, род, вид; 3 – А) нет, так как тип корневой системы является одним из признаков класса, Б) нет, так как строение цветка и плода – признаки семейства; 4 – двойное название (бинарная номенклатура) принято для обозначения вида; 5 – горчица – род. Названы три вида данного рода; 6 – семейство Пасленовых – паслен, картофель, семейство Бобовых – горох, соя, клевер; 7 – В, Г, Е; 8 – I – Е, Д, II – А, Г; III – Б, В; 9 – В, Д; 10 – 1 – А, Б, В; II – В, Г, Ж; 11 – растения семейства Розоцветных и семейства Пасленовых объединяют в класс двудольные, поскольку эти семейства имеют сходные признаки. А) стержневая корневая система; Б) сетчатое жилкование листа; Г) две семядоли у зародыша; 12 – семейство Крестоцветные – А, В, семейство Сложноцветные – Ж, семейство Розоцветные – Б, Е, семейство Бобовые – Г, семейство Пасленовые – Д, семейство Лилейные – 3; 13 – А, Б, Е. Класс однодольные: мочковатая корневая система, дуговое или параллельное жилкование листьев, одна семядоля; 14-1 – капуста белокочанная, 2 – капуста цветная, 3 – капуста кольраби, 4 – капуста брюссельская, 5 – капуста краснокочанная; 15 – у кочана на утолщенном стебле, кочерыжке, имеются листья, в пазухах которых находятся почки (почка – зачаточный побег, она состоит из зачаточного стебля и зачаточных почек. Плод капусты – стручки или стручочки. Семейство Крестоцветные, или капустные); 16 – ядовитыми для человека являются плоды картофеля; 17 – А; 18 – выше поверхности почвы; 19 – верхний слой почвы содержит дернину и отмершие части растений, которые, перегнивая на дне ямы, дают питательные вещества для саженцев; 20 – А, Б; 21 – Б; 22 – воронковидные; 23 – язычковые; 24 – междоузлий, вставочный рост; 25 – А; 26 – В; 27 – клейковины, хлебопечении; 28 – весной, осенью; 29 – агротехнические мероприятия; 30-3, 4, 5, 6, 7, 8, 10, 11.

1 – Г; 2 – В; 3 – факторы неживой природы: свет, влажность, температура, состав водной, воздушной, почвенной среды; 4 – образуют органические вещества в результате фотосинтеза и являются начальным звеном пищевой цепи любого природного общества; 5 – Б, В; 6 – А, Б, Е; 7 – бук, дуб, ясень, сансевьера; 8 – I – А, Б, Г, Д, Е, Ж, 3, II – В, И, 9 – I – А, В, Г, Д, О, П; II – И, К, Л, М, Н; III – Б, Е, Ж, 3; 10 – Г; 11 – Г; 12 – А; 13 – В; 14 – повышенной, избыток, гидатоды; 15 – переувлажненных, нехватка; 16 – Б, В, А, Г, Д; 17 – ельник; 18 – растительный покров Земли; 19 – А – III; Б – IV; В – III; Г – III; 20– А, В, Б, Г, Д; 21 – В; 22 – А; 23 – А; 24 – да и в том и в другом случае листопад – приспособление растений к уменьшению испарения воды листьями; 25-1, 2, 3, 4, 5, 7, 8, 9, 12.

1 – Г; 2 – А; 3 – В; 4 – А, Б; 5 – А; 6 – А; 7 – Б; 8 – Б; 9 – В; 10 – А; 11 – А; 12 – В; 13 – Г; 14 – № 1 – Д, № 2 – В, № 3 – А, № 4 – Г, № 5 – В, № 6–3, Ж, Б, № 7 – А, 3, № 8 – Е, № 9 – И, 1–9 – Д. Вывод. Разделение функций клеток у многоклеточных растений привело к образованию различных тканей. В результате образовались органы, выполняющие различные функции и обеспечивающие процессы жизнедеятельности единого организма. 15-1, 2, 3, 4, 6,7,8.

1 – Г; 2 – В; 3 – А; 4 – А; 5 – Б, В; 6 – Г; 7 – В; 8 – В; 9 – Б; 10 – А; 11 – Б; 12 – В; 13 – Б; 14 – А; 15 – Г; 16 – Б, Г; 17 – В; 18 – Г; 19 – Б; 20 – В; 21 – А; 22 – А; 23 – Б; 24 – Г; 25 – А; 26 – Г; 27 – В; 28 – В; 29 – Г; 30 – А; 31 – А; 32 – Г; 33 – А; 34 – Г; 35 – Б; 36 – В; 37 – А; 38 – Б.