Размножения с одуванчика с помощью корня

Как же происходят процессы опыления? Какое значение для нас имеет их знание? Понять это помогут правильные ответы на следующие вопросы. (Вопросы записаны на лепестках ромашки: команды по очереди отрывают лепесток и отвечают на вопросы.)

Оформление: плакаты «Природа – удивительная книга, каждая страница которой полна глубокого смысла», «Друзья, будьте щедры и великодушны, оставляйте Земле ее цветы! Они будут радовать многих людей, которые придут после вас»; выставка прочитанных книг (с отзывами).

Оборудование: таблицы-модели «Опыление», «Оплодотворение», «Распространение семян и плодов», гербарий, коллекции семян и плодов, «Биологическое лото», карточки, искусственные цветы, магнитофон и записи музыки П.И. Чайковского «Времена года».

Класс делится на команды. У каждой команды своя «полянка». У каждого участника есть зачетная книжка, куда записываются оценки, полученные за каждый конкурс. Консультанты и командиры учитывают активность каждого участника: за правильные ответы прикрепляют цветы на полянку команды.
(Тихо звучит музыка П.И. Чайковского из альбома «Времена года»).
Учитель. На предыдущих уроках мы посеяли семена знаний, они проросли, и вот сегодня поляны расцветут. Чья поляна покроется большим количеством цветов, та команда и победит. Наш первый конкурс Ответы на вопросы.

Сыграем в «Биологическое лото». На столах лежат карты с названиями способов распространения плодов и семян (водой, ветром, саморазбрасыванием, животными, птицами) и наборы карточек с изображениями растений (клен, тополь, бешеный огурец, горох, фасоль, одуванчик и др.). Надо отобрать растения, распространяемые данным способом.

4. Команды-соперники предлагают друг другу карточки с заданиями по вегетативному размножению. На карточках записаны начала фраз, которые нужно завершить. Отвечая, желательно приводить соответствующие примеры.

Вегетативное размножение – это .
(Увеличение числа особей с помощью вегетативных органов – корня, стебля, листа или видоизмененного побега.)

Усы – это.
(Удлиненные надземные ползучие побеги с длинными междоузлиями и чешуевидными листьями, образующие на верхушках розетки листьев, укореняющиеся с помощью придаточных корнейземляника.)

Деление куста – это .
(Деление растения с побегами и корнями в продольном направлении на несколько частей, которые затем рассаживаются,многолетние травы, пионы.)

Блиц-опрос позволит нам установить, какая команда лучше знает строение цветка. Команды должны без задержки завершать начатую фразу.

– Цветки развиваются на тонких стеблях . (цветоножках).
– Цветоножка расширяется в . (цветоложе).
– Чашелистики образуют . (чашечку).
– Лепестки образуют . (венчик).
– Чашечка и венчик образуют . (околоцветник).
– Околоцветник, состоящий из венчика и чашечки, называют . (двойным).
– Если околоцветник не подразделяется на чашечку и венчик, он называется . (простым).
– Главные части цветка . (пестик и тычинки).
– Тычинка состоит из . (тычиночной нити и пыльника).
– Пестик состоит из . (рыльца, столбика, завязи).
– Цветки, имеющие и пестики и тычинки, называются . (обоеполыми).
– Цветки, имеющие только пестики или только тычинки, называются . (однополыми).
– Растения, у которых пестичные и тычиночные цветки располагаются на одном растении, называются . (однодомными).

Основные понятия этих тем: завязь, спермий, гаметы, семязачаток, яйцеклетка, оплодотворение, опыление. Снова сыграем в «Биологическое лото». Понятия на большой карте закрываются соответствующими им маленькими карточками.

– Перенос пыльцы с тычинок на рыльце пестика. (Опыление.)
– Процесс слияния половых клеток. (Оплодотворение.)
– Половые клетки. (Гаметы.)
– Женская половая клетка. (Яйцеклетка.)
– Мужская половая клетка. (Спермий.)
– Из какой части цветка развиваются плоды? (Из завязи.)
– Из чего развиваются семена? (Из семязачатка.)

Следующий этап урока – тесты. Но сначала команды должны ответить на вопрос: Какие способы опыления вам известны? (Перекрестное, самоопыление.)

1. Каждая команда получает карточку, на которой написан тип опыления. Задание: выписать номера признаков, характеризующих приспособленность к этому типу опыления: 1 – сухая, легкая пыльца; 2 – яркая окраска венчика; 3 – наличие нектара; 4 – длинные тычиночные нити; 5 – растут скоплениями; 6 – цветки собраны в соцветия; 7 – многие цветут до распускания листьев; 8 – пыльца крупная, с выростами; 9 – имеют сильный запах.

2. Каждая команда получает карточку, на которой написан тип опыления. Задание: выписать номера растений, для которых характерен данный тип опыления: 1 – пшеница; 2 – шиповник; 3 – томаты; 4 – земляника; 5 – фасоль; 6 – клевер; 7 – картофель.

Как же происходят процессы опыления? Какое значение для нас имеет их знание? Понять это помогут правильные ответы на следующие вопросы. (Вопросы записаны на лепестках ромашки: команды по очереди отрывают лепесток и отвечают на вопросы.)

1. Почему безветренная погода, во время цветения ржи и пшеницы, может стать причиной снижения урожайности ржи, а на урожай пшеницы не повлияет? (Рожь – ветроопыляемое растение, а пшеница – самоопыляемое.)

2. Хозяйка оборвала весь пустоцвет с огурцов, считая, что от этих цветков нет никакой пользы. Правильно ли она поступила? (Нет, огурцы – двудомные растения; не будут опыляться.)

4. Цветки растений ночной красавицы и душистого табака раскрываются с наступлением темноты. Какие приспособления к опылению они имеют? (Аромат. Светлая окраска венчика.)

1. Участники получают семена одного из растений (горох, огурцы, редис, фасоль, лук) и готовятся дать обоснованный совет, в какое время и на какую глубину сажать эти семена.

А тем временем остальные члены команд должны помочь разделить плоды и семена, смешанные на столе: рис, горох, пшеница, фасоль, кукуруза, семянки подсолнуха, арбузные семечки.
Плоды: рис, кукуруза, семянки подсолнуха.
Семена: горох, фасоль, арбуз.
Урок завершается подведением итогов.

Источник: http://bio.1september.ru/article.php?ID=200200903