Применение цветов одуванчика в косметологии

Конечно же, нельзя не рассказать легенду о Нарциссе. У речного бога Кефисса и у нимфы Лириоэссы был сын, прекрасный юноша, который отверг любовь нимфы Эхо. За это он был наказан: увидев в воде собственное отражение, влюбился в него. Терзаемый неутолимой страстью, он умер, а в память о нем остался красивый, благоухающий цветок, венчик которого так и клонится книзу, как бы желая еще раз полюбоваться собою в воде. Родители юноши в свое время обратились к оракулу Тиресею. Прорицатель сказал, что Нарцисс проживет до старости, если не увидит своего лица. Нарцисс вырос юношей необычайной красоты, и его любви добивались многие женщины, но он был безразличен ко всем. Когда в него влюбилась нимфа Эхо, самовлюбленный молодой человек отверг ее страсть. Нимфа от безнадежной страсти иссохла и превратилась в эхо, но перед смертью произнесла проклятие: «Пусть не ответит Нарциссу взаимностью тот, кого он полюбит».

Внеклассное мероприятие — В мире цветов мы желали б остаться…

Предметы: литература, биология, МХК.
Тип мероприятия: устный журнал с элементами викторины и игры “Поле чудес”
Тема: “В мире цветов мы б желали остаться…”

Цели:

  • расширять кругозор детей о растительном мире;
  • развивать информационное поле, духовные потребности, внимание,
  • воспитывать чуткость и доброту, эстетические чувства.

“Чтобы жить, нужно солнце, свобода и маленький цветок”, — говорил великий сказочник Ганс Христиан Андерсен. И действительно, цветы сопровождают нас всю жизнь: встречают при рождении, утешают в старости, радуют на свадьбе, именинах и празднествах, приходят в памятные даты. И дома и на работе, весной и в лютый холод, жарким летом и осенью – цветы необходимы, без их красоты беднее становится жизнь.

Всю жизнь цветы не оставляют нас.
Прелестные наследники природы –
Они заходят к нам в рассветный час,
В закатный час заботливо заходят.
Они нам продлевают время встреч,
Откладывают время расставанья.
Мы души и сердца должны беречь
От хищных рук, от зла и прозябанья.
Любая мысль возвышенной мечты
Тогда лишь перельётся в ликованье,
Когда пред нею склонятся цветы
Посредники живого пониманья.

С цветами и цветущими растениями довольно тесно связан духовный мир человека, и хотя каждый народ по — своему воспринимает красоту, однако есть красота, которая воспринимается и осознаётся всеми единодушно, — красота цветов. И у каждого народа с давних времён существуют разные мифы, предания, легенды о цветах, о происхождениях их окраски и названий. Мы сегодня хотим предоставить вашему вниманию лишь несколько из них, наиболее интересных.

С давних времён цветы использовали как выражение своих чувств и демонстрации своего отношения к другому человеку. У разных народов одни и те же цветы носили разное значение. Значение цветов также могло меняться из-за исторических событий. Например, лилия всегда считалась символом чистоты, но церковь придала этому цветку значение горя, используя его в церемонии сожжения еретиков.

Желтые цветы всегда считались символом разлуки и измены. Розовые цветы выражали любовное признание, страсть обозначали ярко-красные цветы; ожидание – голубые цветы; нежности и чистоты – белые цветы; покорности – лиловые цветы; кокетство – оранжевые цветы; дружба – фиолетовые цветы. В древности даже существовал определённый язык цветов позволявший передавать различные послания. Сейчас тоже существуют некоторые фразы, которые можно передавать при помощи цветов. Герань – мне надо с тобой поговорить; гиацинт – по числу бутонов в букете можно определить день встречи; ландыш – я уже давно в тайне тебя люблю; маргаритки – я желаю тебе всего самого хорошего; полевая гвоздика – ты самая прекрасная; черёмуха – ты меня обрадовал; шиповник – тебе можно верить?; лимонный лист – прощай.

Ведущий 2: Фиалка – скромность и невинность. Изначально этот цветок был символом смерти, но затем её присвоили более подходящее облику значение. У древних греков фиалка считалась символом печали.

  • Лилия – непорочность и чистота.
  • Клевер – ожидание.
  • Астра – печаль.
  • Крокус – счастье.
  • Анютины глазки – верность и любовь.
  • Пион – долголетие.
  • Ромашка – мир и любовь.
  • Гвоздика – верность.
  • Роза – любовь.
  • Ландыш – счастье и любовь.
  • Незабудка – напоминание о себе.
  • Маргаритки – выражение согласия.
  • Хризантема – печаль.

Многие имена даны в честь какого-либо ботаника, любителя цветов или общественного деятеля. Так, бегония зовется в память Мишеля Бегона, бывшего в ХVII веке губернатором в Сан-Доминго. Геснерия названа в память швейцарского ботаника Конрада Геснера. Кларкия напоминает об английском путешественнике Кларке, магнолия — о французком профессоре ботаники Пьере Магноле. Пушкиния — по имени графа Мусина-Пушкина, любителя цветов.

А вот название цветка пеон (пион) уводит нас в далекие времена Древной Греции, в честь естествоиспытателя Пеона. Традесканция названа в честь Джона Традесканта, садовника английского короля Чарльза. Фукция — в память немецкого врача и ботаника Леонарда Фукса. Камелия привезена в Европу из Японии Камелиусом. Известный цветок георгина мы зовем в честь петербургского ботаника Георги, но среди ботаников он известен как далия, по имени шведского ботаника Андреаса Даля.

Ведущий 2: В память тех или иных людей именуются многие другие растения. Среди них гавортия, колумнея, кливия, маранта, сенполия, дейция, лобелия и др. Большая группа названий дана растениям за те или иные свойства цветка или соцветия. Астра — это слово от греческого «астер», что значит «звезда».Дельфиниум — от греческого «дельфис»- дельфин. Так как бутон цветка напоминает голову дельфина. А вот тюльпана — искаженное слово «тюрбан». Слово «кальцеолярия» произошло от латинского «кальцеолюс»- маленький башмачок. Об окраске лепестков говорит слово «хризантем», ведь «хризос»- по-гречески значит золото. Календула — напоминает календарь, ведь «календе» по-латински — это первый день любого месяца. «Всегдацветущий»- вот как надо бы перевести слово «календула». Не менее интересны названия этого цветка по-русски. Цветок Ноготки получил свое название за форму семян. Один из первых весенних цветов — примула. У нас ее зовут «первоцвет», по-латыни также «примус» значит «первый».

Иные названия перешли в ботанику без перевода с других языков. Слово «Жасмин»- из персидского языка, «каланхоэ»- из китайского, «куркума»- из арабского (куркум — значит желтый, названо так растение за цвет корневища). Роза, пальма, лилия — исконно латинские слова и они перешли в ботанику без изменения. Небольшую, но очень интересную группу составляют растения, названия которых связаны с древними легендами. Нарцисс, Адонис, Гиацинт — это имена юношей, после смерти превратившихся в чудесные цветы.

Название красивого и любимого многими цветка, георгинa, как это ни удивительно, “чисто русское”. То есть, в прочих языках его называют “далия” Название это дано цветку по имени шведского ботаника 18 века Андерса Даля который, вполне возможно, был предком автора знаменитого словаря “Живаго великорусскаго языка” – Владимира Ивановича Даля.

Название же “георгинa” увековечивает память другого ученого немца, принесшего немалую пользу российской науке, петербургского академика Иоганна Готлиба Георги (1729-1802).

Фрезия названа по имени немецкого ботаника и врача Фридриха Фриза. А самый большой в мире цветок раффлезия назван в честь основателя города Сингапура, первого президента Лондонского зоологического общества Томаса Стамфорда Раффлза. А иногда не только цветы называют по именам людей, но и фамилии бывают “цветочные”. Таковы поэтесса Марина Цветаева и поэт Лев Квитко, писательница Вербицкая и критик Вересаев. Популярны фамилии Ромашкин, Фиалков, Полынин. Встречаются Гиацинтов, Ландышев и Левкоев.

Названия цветов приходили к нам из разных стран, но все рекорды бьет Древняя Греция. Да оно и понятно, здесь процветал культ красоты, и каждое из прекраснейших творений природы порождало прекраснейшую легенду.

Адонис (от финикийского – владыка) был возлюбленным самой богини любви Афродиты, ее неизменным спутником. Но боги, а, тем более, богини, ревнивы. Богиня охоты Артемида наслала на Адониса дикого кабана, который убил его. Кровь Адониса Афродита окропила нектаром, и та превратилась в цветы – адонисы. Афродита горько оплакивает любимого, и из ее слез вырастают анемоны.

Зависть сгубила и Пеона, целителя олимпийских богов, ученика бога врачевания Асклепия. Когда он вылечил бога подземного царства Аида, учитель возненавидел ученика. Опасаясь мести Асклепия, Пеон обратился к богам, которых он лечил, и те превратили его в пышный цветок – пион.

Дельфиниум многие народы Европы сравнивают со шпорами, и только в Древней Греции, живущей в окружении моря, считали, что он похож на голову дельфина. И неудивительно, в Древней Греции процветал культ дельфина, это была одна из ипостасей бога Аполлона, в честь дельфина Аполлон основал город Дельфы.

Согласно легенде некогда в Элладе жил юноша, которого боги за то, что он изваял статую умершей возлюбленной и вдохнул в нее жизнь, превратили в дельфина. Юноша часто подплывал к берегу, если видел на нем свою возлюбленную, но та не замечала его. И тогда юноша, чтобы выразить свою любовь, принес девушке нежный лазоревый цветок. Это и был дельфиниум.
Ведущий 3:

“Гиацинт” по-гречески означает “цветок дождей”, но греки связывают его название с легендарным юношей Гиацинтом. Тот, как водится в легендах, дружил с богами, особенно ему покровительствовали бог Аполлон и бог южного ветра Зефир. Однажды Аполлон и Гиацинт соревновались в метании диска. И когда диск метнул бог Аполлон, Зефир, желая победы Гиацинту, сильно подул. Увы, неудачно. Диск изменил траекторию, попал в лицо Гиацинту и убил его. Опечаленный Аполлон превратил капли крови гиацинта в прекрасные цветы. Форма их цветков с одной стороны напоминал букву “альфа”, с другой – букву “гамма”(инициалы Аполлона и Гиацинта).

И славянская мифология давала красивые имена цветам. Рассказывают, жила когда-то девушка Анюта. Полюбила она прекрасного юношу, но испугался тот ее любви. А Анюта ждала его, ждала, пока не померла с тоски. А на ее могиле выросли цветы, в трехцветных лепестках которых отразились ее чистота, горечь от измены и печаль: белый, желтый и фиолетовый цвета. А может все было по-другому, и многие верят, что в цветы была превращена не в меру любопытная Анюта, за то, что любила заглянуть куда не надо.

Васильку тоже не повезло. Его околдовала русалка. Она пыталась утащить Василька в воду. Но упорный паренек не поддался ей и поселился в поле. Огорченная русалка превратила его в синий, цвета воды, цветок.

А если верить древнегреческой легенде, то молодой Пан — бог лесов и лугов, повстречал однажды прекрасную речную нимфу Сирингу — нежную вестницу утренней зари и так залюбовался ее нежной грацией и красотой, что забыл о своих забавах. Решил Пан заговорить с Сирингой, но та испугалась и убежала. Пан побежал следом, желая ее успокоить, но нимфа неожиданно превратилась в благоухающий куст с нежными лиловыми цветами. Так имя Сиринги и дало название дереву — сирень.

В России сирень всегда росла в старинных помещичьих усадьбах. Ее выращивали в садах и парках, высаживали возле особняков. Когда наступала весна, эти сады заливало море цветущей и благоухающей сирeни. Это был неотъемлемый элемент жизни русских имений Девушки использовали сирень для гаданий: считалось, что если найдешь пятилепестковый цветок, значит, будешь счастливой Найдя такой цветок, счастливицы засушивали его и хранили в книгах, или же съедали на счастье.

«Любовью тюльпан и горчанка зажглись,
И дивный красавец, влюблённый Нарцисс,
Расцвёл над ручьём и глядит на себя,
Пока не умрёт, бесконечно любя…»
(Шелли «Мимоза»)

Конечно же, нельзя не рассказать легенду о Нарциссе. У речного бога Кефисса и у нимфы Лириоэссы был сын, прекрасный юноша, который отверг любовь нимфы Эхо. За это он был наказан: увидев в воде собственное отражение, влюбился в него. Терзаемый неутолимой страстью, он умер, а в память о нем остался красивый, благоухающий цветок, венчик которого так и клонится книзу, как бы желая еще раз полюбоваться собою в воде. Родители юноши в свое время обратились к оракулу Тиресею. Прорицатель сказал, что Нарцисс проживет до старости, если не увидит своего лица. Нарцисс вырос юношей необычайной красоты, и его любви добивались многие женщины, но он был безразличен ко всем. Когда в него влюбилась нимфа Эхо, самовлюбленный молодой человек отверг ее страсть. Нимфа от безнадежной страсти иссохла и превратилась в эхо, но перед смертью произнесла проклятие: «Пусть не ответит Нарциссу взаимностью тот, кого он полюбит».

Сама традиция составления букетов появилась много веков назад. Букеты стали применяться для украшения помещения еще 6000 лет назад. Что же использовали люди, жившие в еще более стародавние времена, для украшения алтарей или тронов своих правителей? — спросите вы. В те времена букеты заменялись различными гирляндами и венками. Также наши предки поклонялись многочисленным богам-покровителям цветов, таким как Флора, покровительствовавшая цветам согласно древнеримской мифологии. Существовали так называемые флоралии — торжества, устраивавшиеся в честь этой богини. Церемония заключалась в украшении целыми охапками цветов, венками и гирляндами алтаря, посвященного Флоре.

Красиво подобрана связка цветов, —
Созвездье волшебные ароматов,
Любимцы бульваров, аллей и садов,
Поклонники алых восходов, закатов…
Гвоздика, жасмин, базилик, тубероза,
Кругами цветными лежит красота,
Дарует нам радости светлые слезы,
В которых мерцает небес чистота.

Официально первые композиции из цветов были зарегистрированы в Японии, прославившейся искусством икебаны. Составление подобных композиций является старейшей традицией страны восходящего солнца. Так, уже в VI веке стали известны так

называемые школы икебаны. Классическая школа икебаны за основу берет три ветви (хотя может использоваться до девяти ветвей), символизирующие “небо”, “человек”, “земля”, которые дополняются небольшими по величине цветами и травами. Вовсе не обязательно использовать для создания икебаны дорогостоящие экзотические цветы. Достаточно того, чтобы выбранные растения хорошо сочетались между собой и отражали индивидуальность автора. Главный принцип — отбросить лишнее, то, что нарушает пропорции и красоту растений. Также очень важен выбор вазы или подставки для композиции цветов: они должны идеально сочетаться и дополнять друг друга.

В XIX и XX веках русские художники стали увлекаться изображениями цветов. Цветы были всюду – на шляпках и платьях прекрасных дам, на пейзажах, в виде самостоятельного изображения… Букеты, маленькие и большие, “переходили” с полотна на полотно. В конце 19 столетия в живопись пришло иное понимание натюрморта. Левитан, Коровин, Грабарь, Жуковский старались объединить в своих работах два жанра – натюрморт и пейзаж. Они располагали корзины из цветов и букеты на подоконнике, террасе, столе. Вскоре натюрморт становится самостоятельным жанром, развитие которого можно проследить по полотнам Коровина. Первоначально живописец изображал яркие букеты на фоне моря или столицы Франции. Затем его картины приобретают более скромный вид. Художник сосредотачивается больше не на окружении букетов, а на самих цветах. Именно так выглядят цветы на картине “Натюрморт. Охотино”.

Кстати, любовь к натюрморту была вызвана и еще одной причиной. А именно творчеством французских импрессионистов и постимпрессионистов — Моне, Сезанна, Ван Гога, Гогена. В России появилось множество их последователей.

В 20-30 годы XX века натюрморт приобретает новые формы. На смену реализму приходит абстракционизм. Цветы изображались единой цветовой плоскостью, узорчатым переливом оттенков и тонов. Работы Минчина, Ланского, Исаева поражали зрителей своей удивительной манерой, когда в изощренных линиях угадывались цветочные очертания и великолепие растений.

Цветы всегда будоражили воображение художников буйством красок и совершенством форм. Особую ценность представляло то, что с их помощью можно выразить и передать трудноуловимое настроение, создать необходимую атмосферу, подчеркнуть нечто важное, что невозможно передать иными образами.

1. Стоят в поле сестрички:
желтый глазок,
белые реснички. Ромашки
2. Я — травянистое растение
С цветком сиреневого цвета.
Но переставьте ударение —
И превращаюсь я в конфету Ирис
3. На воде увидел ты
Эти белые цветы
Эти жители реки
На ночь прячут лепестки. Лилии

4. Даже ночью муравьишка
Не пропустит свой домишко:
Путь-дорожку до зари
Освещают фонари.
На больших столбах висят
Лампы белые подряд. Ландыш
5. Тонкий стебель у дорожки.
На конце его – сережки.
На земле лежат листки-
Маленькие лопушки.
6.Нам он – как хороший друг,
Лечит ранки ног и рук. Подорожник
7. Из-под снега расцветает,
Раньше всех
Весну встречает. Подснежник
8 Держит девочка в руке
Облачко на стебельке.
Стоит дунуть на него-
И не будет ничего. Одуванчик
9. Лик пахучий, а хвост колючий? Роза
10. Эй, звоночки,
Синий цвет,-
С язычком,
А звону нет! Колокольчик
11. Солнце жжёт мою макушку,
Хочет сделать погремушку Мак

Лекарственные растения, травы, цветы используются в косметологии издавна. Они обладают целебными свойствами благодаря чрезвычайно сложному и уникальному набору содержащихся в них химических элементов. Лекарственные растения, травы в виде масляных, водноспиртовых, экстрактов входят в состав готовых шампуней, кремов, лосьонов. Но и в домашних условиях можно приготовить косметические средства, как из свежих, так и из высушенных целебных трав и цветов. (Приложение № 3)

Сколько чудесных цветов существует на земле. Каких только нет. Крошечные и огромные, полезные и ядовитые, разноцветные, пышные, красивые и необыкновенные. Например, конофитум двулопастной или апиатный, литопс кеглевидный или мраморный, проводник лучистый или ива арктическая, гелиамфора или венерина мухоловка.

Народная мудрость гласит: “Кто выращивает цветы, тот приносит радость себе и людям”. Живя на Земле, мы постоянно должны помнить об охране природы, о приумножении естественных богатств. Ибо, по словам Жана Дорста, выдающегося эколога современности: “Природа будет ограждена от опасности только тогда, когда человек хоть немного полюбит её просто за то, что она прекрасна”.

Прекрасные представители флоры, к сожалению, на земле убывают, и от нас с вами зависит не дать исчезнуть им навсегда. А сохраняя растения, мы сохранимся и сами, ибо только при согласии с природой возможно наше существование.

По материалам: festival.1september.ru