Польза одуванчика в природе

Причиной создания данного проекта послужила обеспокоенность и понимание нами, школьниками, современных экологических проблем и желание защищать окружающую среду. Из опасного противника, которым природа была на заре цивилизации, она превратилась в хрупкого товарища, требующего нашего покровительства.

Живя в селе, мы видим, как потребительское, а порой и равнодушное отношение к природе усугубляется с каждым днём: мусор, сломанные деревья, разорённые гнезда, порушенные муравейники. Вправе ли мы не взвешивать свое поведение в природе на весах совести? Живая красота вокруг нас, естественная среда воздействует на духовную сущность человека, требует, чтобы мы руководствовались этическими нормами, не нарушали нравственного равновесия между человеком и жизнью природы.

Мы считаем, что нельзя ограничиваться простым созерцанием экологических проблем. Наш экологический проект способствует тому, чтобы дети увидели и почувствовали красоту природы, задумались о роли человека, о разумном использовании природных богатств и их охране.

Цель проекта — реализовать связь обучения с жизнью, выявить наиболее актуальные экологические проблемы, способствовать сохранению экосистемы школьного двора и прилегающей территории.

  • Участвовать в улучшении общего состояния природы в зоне экологической тропы;
  • Разработать и реализовать план практических природоохранных работ;
  • Усвоить этические и правовые нормы поведения в природе.
  • Вести фенологические наблюдения; анализировать и систематизировать полученную информацию.

В сентябре 2015 года в школе состоялось заседание совета старшеклассников «СУПиР. Была создана инициативная группа и принято решение о создании школьной экологической тропы.

Первое, что мы сделали, когда начали собирать материалы к проекту, обратились к историческим фактам, разговаривали со сторожилами села, главой Лачиновского сельского совета Ковылкиной Е.В., провели социологический опрос среди жителей села Красная Горка о роли экологической тропы в экосистеме села, рассмотрели в архиве Лачиновской Администрации и в школьном музее документы и первоисточники, где рассказывается об истории села Красная Горка. Схема экологической тропы была разработана совместно с членами школьного кружка «Цветоводство».

Работа по созданию школьной экологической тропы началась с пристального изучения учебных программ. Мы выяснили, какие предметные учебные экскурсии предусмотрены по биологии, географии, природоведению. После этого была обследована местность, рассмотрены возможные варианты маршрута. Когда маршрут был определён, мы подготовили паспорт экологической тропы, составили карту-схему с обозначением всех имеющихся на местности объектов экскурсии, определили места установки указателей.

Экологическая тропа — это своеобразный учебно — просветительский кабинет в природных условиях, сочетающий в себе возможность образования, воспитания и отдыха. Наша экологическая тропа расположена на территории пришкольного участка и близлежащей к школе территории: пруда, лесопарка, ельника. Протяженность экологической тропы около 1 км.

Как правило, учебные экскурсии проводят учителя, однако есть экскурсии, которые интересно могут провести и учащиеся. Ребята включают в свои рассказы описания растений и животных, взятые из дополнительной литературы, личные наблюдения за живой природой, краеведческий материал, стихи, пословицы, поговорки. К экскурсионной работе мы планируем привлекать и «трудных» ребят. Думаем, что они с большой ответственностью отнесутся к порученному делу и подготовят интересные экскурсии по отдельным объектам.

На каждом маршруте подобраны места (стоянки), где предусмотрены остановки для показа интересных объектов и рассказа о них. Таких стоянок на нашей экологической тропе 7.

В начале маршрута проводится вводная беседа, рассказывается о целях и задачах экскурсии, даются инструкции по технике безопасности и правилам поведения на тропе, уточняются задания, кратко описывается предстоящий маршрут.

Входной аншлаг — своеобразные ворота учебной тропы. Он содержит такие слова: «Мы дарим вам эту тропу, чтобы вы, пройдя по ней, увидели и узнали, как живёт и чувствует себя природа. Мы хотим, чтобы, пройдя по этой тропе, вы почувствовали ого­нёк желания сохранить этот уголок природы от любой порчи. Будьте щедры и великодушны, оставляйте Земле её цветы. Они будут радовать многих людей, которые придут сюда после вас. Мы хотим, чтобы у каждого, кто пройдёт по нашей тропе, укрепилось желание сохранить и защитить природу нашего края от бездушного и неразумного отношения к ней».

4. С тропы нельзя выносить сувениры природы: красивые камни, интересные коряги и т.п. С тропы можно «выносить» только знания, впечатления и фотоснимки, творческий подъем и вдохновение.

На данной стоянке мы знакомим обучающихся школы с разнообразием цветочно-декоративных культур, приёмами цветочного оформления (клумбы, арабески, рабатки и др.). На экологической тропе предусмотрены места для отдыха, площадка для занятий спортом.

На учебно-опытном участке школы организованы отделы: полевых, овощных и плодово-ягодных культур, цветочно-декоративный, коллекционный, семенной, отдел начальных классов.

Отдел начальных классов состоит из делянок, на которых учащиеся I-IV классов выращивают сельскохозяйственные культуры и другие растения в соответствии с программой по трудовому обучению и природоведению.

В отделе овощных культур выращиваются в системе севооборотов важнейшие культуры данной зоны. В цветочно-декоративном отделе выращиваются однолетние, двулетние и многолетние цветочно-декоративные растения. В биологическом (коллекционном) отделе возделываются типичные представители основных сельскохозяйственных и систематических групп растений. Выращиваются также разнообразные виды растений, необходимые при изучении курса общей биологии (для демонстрации явлений изменчивости и наследственности, искусственного и естественного отбора, относительной приспособленности, многообразия видов и др.).

В производственном отделе выращиваются овощи, картофель, фрукты и ягоды. Сельскохозяйственная продукция используется для организации питания учащихся в школьной столовой. Излишки продукции реализуются на школьных, сельских и районных осенних ярмарках.

Наш пруд с его растительным и животным населением представляет собой отдельный биогеоценоз. На пруд проводятся экскурсии «Жизнь в водоёме» для учащихся 3 класса, «Членистоногие» — для школьников 7 класса, «Природные биоценозы» — для учащихся 9 класса. С западной стороны пруда находится запруда, которая в настоящее время превращается в болото. Данный участок является местом проведения экскурсии по теме «Зарастание водоёма» (9 класс).

Рассматриваемый объект – лесопарк, заложенный в 1929 году. В нем смешаны различные виды деревьев и кустарников. Липа, осина, клен, берёза занимают первый ярус. Берёза является главным деревом лесопарка. В 1931 годах здесь были посажены ели. Во втором ярусе расположены лещина, бузина, рябина. В третьем ярусе мы встречаем землянику, одуванчик, подорожник, мать-и-мачеху, крапиву. Весной лесопарк покрывается яркими красками из первоцветов.

Лесопарк является пристанищем для многих видов птиц. В лесопарке обитает более двадцати видов птиц: ворона, галка, сорока обыкновенная, грач, воробей, ласточка, скворец, снегирь, синица, дятел и другие.

В школе проводятся мероприятия, посвященные Дню птиц, акция «Зимовье птиц», конкурс на лучшую кормушку «Зимовье птиц», мастер-классы по изготовлению кормушек, акция «Скворечник для пернатых» и другие.

Некоторые жители села в середине апреля во время сокодвижения собирают березовый сок. После этого на берёзах остаются раны. Мы решили провести акцию «Помоги березам» по выявлению «раненых» берез и устранению порезов на них.

Вид — рыжий лесной муравей. Муравейник имеет обычно куполообразную форму, которая предохраняет его от дождя: вода скатывается с верхней части и не размывает муравьиное жилище. Муравейник построен главным образом из хвоинок и мелких растительных остатков.

Вот и закончилась наше экологическое путешествие. Наша тропа ведет к стоянке Школа. Это место обдумывания. Сколько вопросов задает нам природа! Где найти ответ? Для этого нужно изучить все её тайны. Изучение биоценоза на экологической тропе, влияние природных и антропогенных воздействий на природные сообщества повышает у нас интерес к изучению природы родного края, его обитателей, влияние человека на природу и последствия его деятельности. Развитие любознательности, творческого воображения, бережного отношения к природе, приобщение к культуре родного края – всё это может повлиять на оздоровление экологической обстановки в нашем селе.

Мы считаем, что практическая значимость от реализации проекта «Школьная экологическая тропа» состоит в том, что мы расширили и пополнили свои экологические знания. Работа на экологической тропе позволит повысить уровень экологической ответственности и экологической культуры. А самое главное, мы почувствовали свою значимость и пользу в деле охраны природы, а это очень важно для формирования нас как настоящей личности. Ресурсы экологической тропы могут быть использованы в ходе учебно-воспитательного процесса МОУ СОШ с. Красная Горка.

font-family:»Times New Roman»,»serif»;mso-bidi-font-weight:bold»>Учащиеся 9 класса Арискин Кирилл, Бердников Даниил, Инкин Дмитрий,
учитель химии, биологии Богомолова Вера Сергеевна, учитель химии, биологии.
МОУ СОШ с.Красная Горка, Колышлейский район, Пензенская область