Поджелудочной железы корень одуванчика

Наука о растениях называется ботаникой. Ботаника изучает строение растений, процессы их жизнедеятельности, географическое распространение, космическую и экологическую роль растений, их значение для человека. Растения отличаются огромным разнообразием, поэтому необходимо знать принципы их классификации по таксонам. Таксон – это естественная группа родственных организмов. Самый крупный таксон – царство, самый малый – подвид. Ботаника изучает три царства: Растения, Грибы, Доядерные организмы (прокариоты).
При изучении и изложении материала особое внимание следует обратить на специфику строения растительных организмов на субклеточном, клеточном, тканевом и организменном уровнях, их отличия от животных организмов. Важным свойством растений является возможность бесполого размножения (вегетативного и спорообразования) наряду с половым процессом. Вегетативное размножение растений используется человеком для быстрого разведения сельскохозяйственных, лекарственных и декоративных растений с уже известными признаками.
Космическая и экологическая роль растений заключается в том, что они являются преобразователями энергии солнечного света в энергию химических связей. В процессе фотосинтеза растения выделяют в атмосферу кислород, синтезируют органические вещества из минеральных, являясь продуцентами в экосистемах (биоценозах).
Важно знать особенности низших (водоросли, лишайники) и высших растений; голосеменных и покрытосеменных (цветковых); однодольных и двудольных; характеристику основных семейств покрытосеменных. Необходимо знать значение ядовитых и лекарственных растений, роль грибов и микроорганизмов (бактерий) в жизни человека.

Наука о растениях называется ботаникой. Ботаника изучает строение растений, процессы их жизнедеятельности, географическое распространение, космическую и экологическую роль растений, их значение для человека. Растения отличаются огромным разнообразием, поэтому необходимо знать принципы их классификации по таксонам. Таксон – это естественная группа родственных организмов. Самый крупный таксон – царство, самый малый – подвид. Ботаника изучает три царства: Растения, Грибы, Доядерные организмы (прокариоты).
При изучении и изложении материала особое внимание следует обратить на специфику строения растительных организмов на субклеточном, клеточном, тканевом и организменном уровнях, их отличия от животных организмов. Важным свойством растений является возможность бесполого размножения (вегетативного и спорообразования) наряду с половым процессом. Вегетативное размножение растений используется человеком для быстрого разведения сельскохозяйственных, лекарственных и декоративных растений с уже известными признаками.
Космическая и экологическая роль растений заключается в том, что они являются преобразователями энергии солнечного света в энергию химических связей. В процессе фотосинтеза растения выделяют в атмосферу кислород, синтезируют органические вещества из минеральных, являясь продуцентами в экосистемах (биоценозах).
Важно знать особенности низших (водоросли, лишайники) и высших растений; голосеменных и покрытосеменных (цветковых); однодольных и двудольных; характеристику основных семейств покрытосеменных. Необходимо знать значение ядовитых и лекарственных растений, роль грибов и микроорганизмов (бактерий) в жизни человека.

1. Все грибы состоят из переплетенных нитей – гифов, образующих мицелий.
2. У кустистых лишайников есть стебли и листья.
3. Архегоний мхов образуется на нижней поверхности листа.
4. От вымерших групп папоротников произошли семенные папоротники.
5. У всех папоротникообразных листья совмещают функции фотосинтеза и спороношения.
6. Среди голосеменных нет трав.
7. Ситовидные трубки состоят из мертвых клеток.
8. Корневой чехлик состоит из клеток образовательной ткани.
9. Голосеменные растения в природе обычно не размножаются вегетативным путем.
10. К генеративным органам покрытосеменных растений относятся семя, плод и цветок.

1) мочковатая корневая система;
2) сетчатое жилкование;
3) число частей цветка, кратное четырем или пяти;
4) лист простой или сложный;
5) стебель – соломина;
6) параллельное жилкование.

а) дыхательная;
б) опорная;
в) укрепление в почве;
г) испарение;
д) фотосинтез;
е) запасающая;
ж) вегетативное размножение;
з) транспорт веществ;
и) всасывательная.

а) фотосинтез;
б) проведение растворов минеральных веществ;
в) защитная;
г) рост стебля в толщину;
д) проведение органических веществ;
е) обеспечение прочности растений;
ж) рост побега в длину;
з) секреторная;
и) размножение.

1) простой колос;
2) початок;
3) сложный зонтик;
4) щиток;
5) головка;
6) сложный колос;
7) кисть;
8) корзинка;
9) простой зонтик;
10) сложная кисть (метелка)

Задание 3. А: 1 – в, е, ж, и; 2 – б, е, ж, з; 3 – а, г, д, ж, з.
Б: 1 – г; 2 – в; 3 – е; 4 – а; 5 – д; 6 – з; 7 – б.
В: 1 – к; 2 – е; 3 – и; 4 – ж; 5 – г; 6 – б; 7 – д; 8 – в; 9 – а; 10 – з.

Наука о животных – зоология – изучает строение, поведение, размножение, развитие животных, их происхождение, эволюцию, значение в природе и жизни человека.
По объектам исследования зоология подразделяется на протозоологию, зоологию беспозвоночных, зоологию позвоночных.
В зоологии наряду со сравнительным методом большую роль играет и экспериментальный, особенно в физиологии, эмбриологии, экологии животных, а также биометрическая обработка экспериментальных данных.
Современный животный мир представляет собой результат длительной эволюции.
При проработке раздела рекомендуется обратить внимание на следующие вопросы: характерные черты таксона (типа, класса), представителя; особенности жизнедеятельности и среды обитания. Отметить основные ароморфозы, подчеркнуть отличие данного таксона от предыдущего.
Давая общую характеристику типа простейших, подчеркнуть, что, несмотря на простоту организации одноклеточного животного, ему присущи все проявления целостного организма: самообновление, саморегуляция, самовоспроизведение. Отметить способность к инцистированию в неблагоприятных условиях как средству защиты и распространения простейших. Обратить внимание на медицинское значение простейших, так как среди них имеется большое количество паразитических форм.
Кишечнополостные – это двухслойные, радиально-симметричные организмы, их клетки морфологически и функционально дифференцированы. Для кишечнополостных характерно чередование бесполого и полового поколений и способность к регенерации.
Все многоклеточные животные, стоящие по своей организации выше кишечнополостных, являются билатерально-симметричными. Ткани и органы их развиваются из трех зародышевых листков: эктодермы, энтодермы и мезодермы. У трехслойных животных формируются сложные системы органов.
Изучение кольчатых червей важно для понимания путей филогенеза. Для этого типа характерно появление ароморфозов: вторичной полости тела, дыхательной, кровеносной и других систем. С кольчатыми червями филогенетически связаны типы членистоногих и моллюсков.
Членистоногие представляют большой медицинский интерес, являясь эктопаразитами человека и переносчиками возбудителей многих болезней.
Наиболее высокоорганизованными животными являются хордовые, к которым относится и человек.
Рассмотрев многообразие животных организмов, постарайтесь ответить на вопрос: каковы причины, обусловившие существование на Земле организмов с разным уровнем организации?

1. Для всех простейших характерно половое размножение.
2. У всех простейших имеется одно ядро.
3. Для кишечнополостных характерен процесс регенерации.
4. Плоские и круглые черви имеют кровеносную систему.
5. У кольчатых червей пищеварительная система состоит из передней, средней и задней кишки.
6. У насекомых имеется четыре пары ходильных конечностей.
7. У паукообразных и насекомых неодинаковое членение тела.
8. В сердце рыб находится венозная кровь.
9. У земноводных имеется один круг кровообращения.
10. Постоянную температуру тела имеют птицы и млекопитающие.

Организм человека – это сложная саморегулирующаяся и самовоспроизводящаяся система, которая включает молекулярный, субклеточный, клеточный, тканевой и органный уровни организации материи. Организм состоит из органов и систем органов, взаимодействие которых обеспечивает жизнь отдельного человека.
Анатомия человека – наука о строении человеческого тела и его органов.
Физиология человека – наука о процессах жизнедеятельности (функциях) организма, механизмах регулирования физиологических процессов на разных уровнях.
Гигиена человека – наука о влиянии разнообразных факторов окружающей среды и производственной деятельности на здоровье человека, его работоспособность и продолжительность жизни.
Анатомия, физиология и гигиена человека составляют основу современной медицины.
Клетки, сходные по строению, имеющие общее происхождение и выполняющие одинаковые функции, объединяются в ткани. В организме человека различают четыре основных типа тканей: эпителиальная (покровный и железистый эпителий и др.), соединительная (волокнистая, костная, ткани внутренней среды – кровь и лимфа и др.), мышечная (поперечно-полосатая, гладкая, сердечная), нервная ткань.
Органы – обособленные части организма, имеющие определенное строение и состоящие из различных видов тканей, из которых одна, как правило, преобладает.
Органы объединяются в системы органов, связанные функционально. В организме человека различают следующие системы органов: опорно-двигательную, кровеносную, дыхательную, пищеварительную, выделительную, половую, эндокринную и нервную.
Целостность организма обеспечивается нервными и гуморальными механизмами. Гуморальная регуляция осуществляется гормонами, которые вырабатываются железами внутренней секреции.
Изучая материал по данной теме, следует учесть тесную взаимосвязь строения (морфологии) и функции органа (системы органов). Поэтому вначале следует рассмотреть строение органа (системы органов), а затем его (их) функции.

1. Описать внешнее строение органа (системы органов), его местоположение в организме человека и перечислить выполняемые им (ими) функции.
2. Описать внутреннее строение органа. Обратить особое внимание на морфофункциональную единицу данного органа (например, в легких – альвеола, в почках – нефрон, в костях – остеон и т.д.).
3. Рассмотреть физиологию органа или системы органов (например, механизм вдоха и выдоха, образование первичной и вторичной мочи, переваривание пищи в различных отделах пищеварительного тракта и т.д.) и механизм регуляции работы органа или системы органов.
4. Рассказать о значении нарушений строения и функции органа (системы органов) и возможной профилактике заболеваний, вызванных этими нарушениями.

1. Предплюсна состоит из трубчатых костей.
2. Кроветворную функцию выполняет красный и желтый костный мозг.
3. Сыворотка крови – это плазма крови, лишенная белка фибриногена.
4. Большой и малый круги кровообращения начинаются в желудочках и заканчиваются в предсердиях.
5. Всасывание питательных веществ начинается в желудке.
6. Спинномозговые нервы являются смешанными.
7. К светопреломляющим средам глаза относятся только роговица и хрусталик.
8. Разрыв барабанной перепонки сопровождается глухотой.
9. Трехстворчатый клапан располагается между левым предсердием и левым желудочком.
10. Основной обмен организма составляет около 1700 ккал.

1) возбуждение, идущее по чувствительному нейрону в центральную нервную систему;
2) ответная реакция организма на раздражение при участии нервной системы;
3) возбуждение, идущее по двигательному нейрону к рабочему органу.

1) тромбин + фибриноген —> фибрин;
2) повреждение сосуда;
3) тромбопластин + Са + факторы плазмы —> тромбин;
4) предшественник тромбопластина + Са + фактор плазмы —> тромбопластин.

1) стремечко;
2) барабанная перепонка;
3) наружный слуховой проход;
4) наковальня;
5) овальное окно;
6) молоточек;
7) улитка;
8) кортиев орган.

а) куриная слепота;
б) паралич нервной системы (бери-бери);
в) глухота;
г) рахит;
д) цинга;
е) повышение температуры;
ж) злокачественное малокровие;
з) сухость кожи;
и) кровоточивость десен.

а) координация движений;
б) образование условных рефлексов;
в) мышечный тонус;
г) регуляция обмена веществ;
д) регуляция дыхания, кровообращения, пищеварения.

Эволюционное учение – наука о причинах, движущих силах, закономерностях эволюции живых организмов. Эволюционное учение служит теоретической основой биологии и обобщает результаты, полученные частными биологическими науками (палеонтологией, сравнительной анатомией и эмбриологией, молекулярной биологией и др.).
Первый этап развития эволюционного учения связан с деятельностью античных философов. Выразителем мировоззрения естествоиспытателей периода накопления фактических знаний и господства креационизма был К.Линней – автор трудов по систематике органического мира. Создателем первой теории эволюции был Ж.-Б. Ламарк. Однако вскрыть движущие силы эволюции он не смог. Только Ч.Дарвин (1859) впервые превратил эволюционные идеи в эволюционную теорию. Он обосновал результат действия реальных факторов наследственности, изменчивости и естественного отбора. Естественный отбор – основной фактор эволюции – реализуется через борьбу за существование. Материал для отбора – неопределенная изменчивость организмов. В результате отбора у организмов сохраняются полезные индивидуальные различия, то есть эволюция носит приспособительный характер. Новые виды образуются путем дивергенции – расхождения признаков от одного или немногих предков.
Последарвиновский период характеризуется изучением механизмов и закономерностей эволюции с позиций классического дарвинизма и генетики. Согласно современному эволюционному учению важнейшими факторами эволюции являются:

Элементарными единицами эволюции являются популяции. В генетическом отношении эволюция сводится к направленным изменениям генофондов популяций (микроэволюция). Факторы эволюции, определяющие микроэволюционные процессы, установлены С.С. Четвериковым. В зависимости от характера изменений внешних условий на популяции могут действовать разные формы отбора – движущий, стабилизирующий, дизруптивный. Отбор действует на всех стадиях онтогенеза особей данного вида; филогенез представляет собой генетический ряд онтогенезов. Макроэволюция – это надвидовая эволюция: процесс образования новых родов, семейств и др. таксономических групп. Современная естественная классификация живого – результат и отражение микро- и макроэволюции.

1. Эволюционными факторами, по Ч.Дарвину, являются изменчивость, наследственность, отбор, борьба за существование.
2. Приспособленность в органическом мире всегда имеет относительный характер.
3. Образование новых видов происходит путем дивергенции.
4. Единицей микроэволюции является вид.
5. Стабилизирующий отбор приводит к образованию нового вида.
6. Географическая, экологическая и генетическая изоляция способствуют видообразованию.
7. Биологический прогресс всегда связан с ароморфозом.
8. Идиоадаптация – это крайняя степень приспособления к очень ограниченным условиям существования.

1) естественный отбор;
2) стремление организмов к самосовершенствованию;
3) борьба за существование;
4) прямое влияние внешней среды на развитие признаков в результате упражнений органов.

1. Бескрылые (с рудиментарными крыльями) насекомые океанических островов есть результат . .
2. Крыло птицы и бабочки – это . органы.
3. Возникновение сходных форм тела у акуловых и китообразных является результатом . .
4. Совокупность генов особей, входящих в определенную популяцию, составляет . этой популяции.
5. Процессы, приводящие к формированию надвидовых таксонов, называются . .

Задание 1. 1 – да; 2 – да; 3 – да; 4 – нет; 5 – нет; 6 – да; 7 – нет; 8 – нет.
Задание 2. А – 2, 4; Б – 2; – 2; Г – 4; Д – 3; Е – 2; Ж – 2.
Задание 3. 1 – естественного отбора; 2 – аналогичные; 3 – конвергенции; 4 – генофонд; 5 – макроэволюцией.

Этот раздел связывает три исторических процесса: происхождение жизни, развитие жизни в воде и развитие жизни на суше. Правильное понимание этих вопросов возможно только при хорошем знании основных направлений эволюционного процесса – ароморфозов, идиоадаптаций и дегенерации (А.Н. Северцов).
Следует обратить внимание на следующие положения этого раздела.

1. Возможность возникновения жизни из неорганических веществ под действием физических факторов среды и предбиологического отбора (теория академика А.И. Опарина).
2. Современный органический мир – это результат исторического развития, длившегося более 3,5 млрд лет.
3. Уже на очень ранних этапах жизнь существовала в форме круговорота веществ, тесной взаимосвязи двух основных стволов – растительного и животного мира.
4. Первые этапы эволюции жизни на Земле связаны с переходом от первичной гетеротрофности (первые протобионты использовали в качестве пищи органические вещества первичного бульона) к хемосинтезу, затем к возникновению автотрофного питания у растений и, наконец, к вторичному гетеротрофному питанию у животных.
5. Состав органического мира в процессе эволюции непрерывно изменялся: одни виды вымирали, навсегда исчезнув с лица Земли, другие – превращались в новые виды, третьи давали начало новым, более прогрессивным существам.

1. Переход от гаплоидности к диплоидности.
2. Утрата связи процесса полового размножения с наличием капельно-жидкой среды.
3. Дифференциация тела с переходом к наземным условиям: деление на корень, стебель, листья; развитие сети проводящей системы, совершенствование механических и других тканей.
4. Специализация опыления (с помощью насекомых) и распространение семян и плодов животными. Усиление защиты зародыша от неблагоприятных условий.

1. Возникновение многоклеточности и все большее дифференцирование всех систем органов.
2. Возникновение твердого скелета.
3. Прогрессивное развитие центральной нервной системы, что способствует приспособленности особи к изменяющимся условиям среды.

1. Первыми фотосинтезирующими организмами являлись . .
2. Предками членистоногих являются . . .
3. Расцвет земноводных приходится на . . период . эры.
4. Господство рептилий на суше, в воде, в воздухе наблюдается в . период . эры.
5. Первые млекопитающие появились в . . периоде . эры.

Экология – наука о взаимоотношениях организмов между собой и с окружающей неживой природой. Она рассматривает следующие уровни организации живых систем: организменный, популяционно-видовой, биогеоценотический, биосферный.
Задача экологии: изучение структуры и функционирования природных и созданных человеком биосистем, а также биосферы в целом. Для решения этих вопросов экологи используют изучение популяций в естественных условиях, анализируют отдельные экологические факторы, а также осуществляют биологическое и математическое моделирование.
Различают абиотические, биотические и антропогенные экологические факторы, которые оказывают прямое или косвенное действие на организм.
При рассмотрении воздействия абиотических факторов на организм нужно обратить внимание на характеристику каждого (свет, температура, влажность и др.) и на комплексное воздействие всех факторов. Их сочетание может создавать оптимальные и нормальные условия для жизнедеятельности организмов или вызывать угнетение их деятельности (лимитирующий фактор). Обратить внимание на явление фотопериодизма в жизни растений и животных.
Биотические факторы проявляются во взаимоотношениях организмов при совместном обитании в экосистемах. Популяция, как единое целое, обладает определенной динамикой, численностью, возрастной и половой структурой. Происходит естественная и искусственная (человеком) регуляция численности популяций. Популяцию составляют особи одного вида. Вид характеризуется многими критериями, в том числе и экологеографическим. Межвидовые отношения в экосистеме проявляются в виде конкуренции, паразитизма, хищничества и др.
Биогеоценоз – это открытая, саморегулирующаяся, устойчивая система, в которой происходит круговорот веществ и энергии. В экосистемах присутствует три блока организмов: продуценты, консументы и редуценты. Между организмами формируются цепи питания (трофические уровни), каждая предыдущая группа организмов служит пищей для последующих. При переходе с одного уровня на другой происходит потеря энергии – правило экологической пирамиды. Экологическая пирамида может быть представлена в виде пирамиды чисел, биомасс и энергии. Биогеоценозы длительно формируются, достигают расцвета и сменяют друг друга во времени (явление сукцессии).
Биогеоценозы, созданные человеком, называются агроценозами. Они по сравнению с естественными биогеоценозами имеют ряд особенностей: менее стабильны, состоят из небольшого числа видов, в них преобладает искусственный отбор; но именно они составляют 10% суши и дают 90% пищевой энергии.

1. Экология изучает только популяционный уровень организации живого.
2. Фотопериодизм – это реакция организмов на температуру.
3. Паразитизм – это форма отношений между организмами разных видов.
4. Биогеоценоз является открытой системой.
5. Продуценты принадлежат к гетеротрофным организмам.
б. Численность особей в природных экосистемах саморегулируется.

Биосфера – оболочка Земли, состав, структура и энергетика которой определяются совокупной деятельностью живых организмов. Заслуга создания целостной теории биосферы принадлежит академику В.И. Вернадскому. Он выделил в биосфере семь разных, но геологически взаимосвязанных типов веществ: 1) живое вещество; 2) биогенное вещество (горючие ископаемые, известняки и т.д.), т.е. вещество, создаваемое и перерабатываемое живыми организмами; 3) косное вещество (например, горные породы); 4) биокосное вещество, создаваемое живыми организмами и неорганической природой (например, почва); 5) радиоактивное вещество (рассеянные атомы); 6) вещество космического происхождения (метеориты, космическая пыль).
Живое вещество – совокупность всех живых организмов (или биомасса) – распределено крайне неравномерно. Оно является наиболее мощным геохимическим и энергетическим фактором, ведущей силой планетарного развития. Живые организмы и среда их обитания тесно связаны, взаимодействуют друг с другом, образуя целостные динамические системы – биогеоценозы. Жизнедеятельность организмов связана с накоплением и распадом органических веществ, тем самым обеспечивая постоянный круговорот вещества и энергии в биосфере. Поэтому биосферу можно также определить как сложную открытую, динамическую систему, осуществляющую улавливание, накопление и перенос энергии путем обмена веществ между живым веществом и окружающей средой.
Качественно новый этап развития биосферы наступил в современную эпоху, когда деятельность человека по своим масштабам стала соизмерима с геологическими процессами. Антропогенное воздействие, принявшее глобальный характер, ставит под угрозу стабильность биосферы.
В.И. Вернадский развил представления о переходе биосферы в ноосферу, то есть в такое ее состояние, когда развитие биосферы будет управляться разумом человека.

1. Суммарная биомасса океанов превосходит биомассу суши.
2. Энергия, получаемая организмами, используется в основном на поддержание их жизнедеятельности.
3. Действие абиотических факторов проявляется только на высших позвоночных животных и человеке.
4. К числу биотических факторов принадлежит магнитное поле Земли.

1. Биосфера, преобразованная трудом человека и научной мыслью, называется . .
2. Прирост биомассы, созданный за единицу времени, называется . . .
3. Ультрафиолетовое излучение поглощается в атмосфере слоем . . .
4. «Цветение» водоемов обусловлено увеличением концентрации в них . . .

Цитология – наука о клетке. Она изучает строение и процессы жизнедеятельности клетки. При изучении и изложении вопросов этого раздела необходимо рассматривать клетку как единицу структуры и функции многоклеточного организма или как целый одноклеточный организм. Нужно знать основные положения клеточной теории и дальнейшее ее развитие в связи с достижениями биологии. Важно уметь связать строение отдельных структур клетки с их функциями и рассмотреть взаимосвязь этих структур в единой открытой, саморегулирующейся, самообновляющейся и самовоспроизводящейся системе – клетке. Эти основные свойства живой материи реализуются в процессе обмена веществ и энергии, в биосинтезе белка и выполнении специфических функций, а также при делении клеток. Необходимо знать минеральный и органический состав клетки, обратив особое внимание на две группы органических веществ: белки и нуклеиновые кислоты. Это связано с тем, что белки являются субстратом жизни, они определяют строение всех клеточных структур и организма в целом (пластическая функция белка) и процессы жизнедеятельности (ферменты). Строение белков закодировано в строении молекул ДНК. Важно иметь понятие о генетическом коде, знать его основные характеристики. Реализация генетической информации постепенно происходит в клетке в процессе биосинтеза белка. Необходимо разобраться в каждом из этапов этого процесса (транскрипции и трансляции), знать роль различных РНК и ферментов, уметь схематически изображать эти процессы, уметь пользоваться таблицей генетического кода при построении молекулы полипептида.
Одно из основных положений клеточной теории – «каждая клетка – от клетки», – отражает способность клетки к самовоспроизведению путем деления. За счет деления клеток (митоза) растет молодой организм, обновляются ткани взрослого организма. В результате другого типа деления (мейоза) образуются половые клетки (гаметы), участвующие в половом размножении организмов. Нужно иметь представление о гаметогенезе, знать, где он происходит в мужском и женском организме, из каких этапов состоит, каков его результат; уметь определить биологическую сущность отдельных периодов гаметогенеза, динамику изменения числа хромосом и количества ДНК в клетках, дать описание зрелых половых клеток (сперматозоидов и яйцеклеток), знать их генетическую формулу. Уметь объяснить причину возникновения генетически не идентичных клеток, показать биологическое и генетическое значение мейоза.

1. В делении клетки принимают участие ядрышко, клеточный центр, митохондрии.
2. Фагоцитоз – это выведение из клеток продуктов обмена.
3. Правило комплементарности – это соответствие азотистых оснований аминокислотам.
4. После репликации ДНК наследственный материал изменяется количественно и качественно.
5. Наследственная информация закодирована в структуре белков.
6. Синтез иРНК происходит на молекуле ДНК.
7. Наибольшая функциональная активность хромосом наблюдается во время деления клетки.
8. В анафазе митоза к полюсам клетки расходятся гомологичные хромосомы.
9. Клетка становится гаплоидной после второго деления мейоза.
10. Кроссинговер – это один из механизмов модификационной изменчивости.

1) соответствие азотистых оснований друг другу;
2) система записи информации о строении белков;
3) система записи информации о строении белков, липидов, углеводов;
4) соответствие тРНК аминокислотам.

1) хромосомы начинают спирализоваться;
2) хромосомы расщепляются на хроматиды;
3) хромосомы располагаются по экватору клетки;
4) хромосомы деспирализуются;
5) хромосомы удваиваются

1) связывание иРНК с рибосомой;
2) перенос иРНК из ядра в цитоплазму;
3) образование пептидных связей между аминокислотами;
4) транскрипция;
5) связывание тРНК с иРНК в рибосоме.

Размножение, или воспроизведение себе подобных, – одно из основных свойств живых систем. Размножение обеспечивает продолжение жизни, преемственность поколений, сохранение видов. В основе размножения лежат процессы деления клеток.
Основными формами размножения организмов являются половое и бесполое. При бесполом размножении новый организм развивается из одной или группы соматических клеток. Наследственный материал передается через соматические клетки, которые делятся митозом, и дочерний организм идентичен родительскому. Бесполое размножение встречается и у растений, и у животных.
При половом размножении у родителей образуются половые клетки (гаметы), при слиянии которых (оплодотворении) формируется одноклеточный зародыш (зигота). В основе гаметогенеза лежит особое деление клеток (мейоз), при котором происходит перекомбинация генетического материала. При оплодотворении в зиготе комбинируется наследственный материал обоих родителей. Эти механизмы являются основой наследственной изменчивости, которая приводит к формированию индивидуальных особенностей нового организма.
Индивидуальное развитие организма называется онтогенезом. Онтогенез начинается с момента оплодотворения и заканчивается смертью организма. Различают два основных периода онтогенеза: эмбриональный и постэмбриональный. При изучении материала нужно усвоить основные закономерности эмбрионального развития организмов, сущность периодов дробления, гаструляции, образования тканей и органов. Необходимо иметь понятие о зародышевых листках и их производных.
Постэмбриональное развитие может протекать по-разному. Различают прямое и непрямое развитие. При прямом постэмбриональном развитии новый организм сходен со взрослым (большинство позвоночных, некоторые беспозвоночные). При непрямом развитии эмбриогенез заканчивается образованием личинки, которая отличается от взрослого организма по внешним и внутренним признакам и процессам жизнедеятельности. Непрямое развитие называется метаморфозом (развитием с превращением). С метаморфозом развивается большинство беспозвоночных и амфибии.
При изложении материала следует подчеркнуть, что развивающийся организм особенно подвержен влиянию окружающей среды. Неблагоприятные факторы могут вызвать нарушение эмбриогенеза или привести к гибели зародыша. У человека зародыш развивается внутриутробно и защищен от непосредственного воздействия внешней среды, однако тесная связь его с организмом матери определяет неблагоприятное влияние таких факторов, как никотин и алкоголь, при употреблении их беременной женщиной.

1. У разных видов животных зародышевые листки дают одни и те же производные.
2. Особенностью периода дробления является деление клеток мейозом.
3. Характер дробления зависит от содержания желтка в яйцеклетке.
4. Бластула представляет собой одноклеточный зародыш.
5. У всех позвоночных постэмбриональное развитие прямое.

1. Сходство в строении зародышей позвоночных животных является свидетельством общности их . .
2. Скелетные мышцы, почки, хрящевой и костный скелет образуются из . .
3. Эпителий желудка, кишечника, поджелудочной железы и печени образуется из . .

Изучение данного раздела базируется на рассмотрении двух основных свойств живых организмов: наследственности и изменчивости, что составляет содержание генетики. Наследственность обеспечивает преемственность поколений и сохранение постоянства видов, а изменчивость – их разнообразие.
Генетика как наука занимается изучением теоретических вопросов (проблемами хранения, передачи, реализации и изменения генетической информации) и возможностями их использования в практической деятельности (в медицине, сельском хозяйстве, селекции и др.). Эти задачи решаются с помощью разнообразных методов, но основным из них является гибридологический.
Закономерности наследования, открытые Г.Менделем, сформулированы в виде трех законов. Перед анализом этих законов необходимо вспомнить особенности гибридологического метода, генетическую символику, определения генетических терминов. При изложении материала по моногибридному (дигибридному) скрещиванию следует придерживаться определенной последовательности: дать определение моногибридного (дигибридного) скрещивания; написать формулу скрещивания (генотипы родителей, гаметы, генотипы гибридов первого поколения); дать фенотипическую характеристику генотипов. Сформулировать первый закон Менделя (закон единообразия гибридов первого поколения). Придерживаясь схемы, вывести закон расщепления и закон независимого комбинирования признаков. Цитологические основы проявления данных закономерностей базируются на процессах гаметогенеза и оплодотворения.
Назовите основные положения хромосомной теории наследственности (Т.Морган) и рассмотрите вопросы сцепленного наследования на конкретном примере (у мушки дрозофилы). Обратите внимание на различия в процентном соотношении фенотипов при независимом и сцепленном наследовании. Рассмотрите особенности наследования, сцепленного с полом.
Генотип как целостная исторически сложившаяся система определяется свойствами гена, взаимодействием между аллельными и неаллельными генами, а также влиянием факторов внешней среды.
При взаимодействии организма со средой может возникать изменчивость. Различают модификационную и генотипическую (комбинативную и мутационную) изменчивость.
Основу модификационной изменчивости составляет изменение признаков в пределах одного генотипа. Диапазон определяется нормой реакции. Модификации имеют адаптивное значение. Для изучения модификационной изменчивости используют методы вариационной статистики.
В основе мутационной изменчивости лежат мутации, которые возникают на генном, хромосомном и геномном уровнях, в соматических и половых клетках. Мутации появляются под влиянием мутагенных факторов (физических, химических, биологических). Определенные мутагены могут быть использованы для экспериментального получения мутаций – индуцированные мутации. Возникновение мутаций подчиняется определенным закономерностям (закон Н.И. Вавилова).
Генетика является научной базой селекции. Селекция – наука о методах создания новых и улучшения существующих сортов культурных растений, пород домашних животных и штаммов микроорганизмов, используемых человеком. Основными методами являются гибридизация и отбор (массовый и индивидуальный).
Новое направление современной биологии – биотехнология: использование живых организмов и биологических процессов в производстве. Важнейшими разделами являются генная и клеточная инженерия.

1. Гомологичные хромосомы при мейозе попадают в разные клетки.
2. Гены, расположенные в одной хромосоме, образуют несколько групп сцепления.
3. Хромосомный набор самки отличается от хромосомного набора самца.
4. Гены, определяющие развитие гемофилии и дальтонизма, находятся в Y-хромосоме.
5. Соматические мутации при половом размножении передаются последующим поколениям.
6. Мутации могут возникать в половых и соматических клетках.
7. Мутации, вызванные экспериментально, называются индуцированными.
8. Гибрид АаВв образует два типа гамет.

а) структурные изменения отдельных хромосом;
б) варьирование признака;
в) изменение молекулы ДНК;
г) изменение числа хромосом;
д) кратное увеличение числа хромосом.

Учебники по ботанике, зоологии, анатомии и физиологии человека и общей биологии для средней школы и пособия для поступающих в вузы.

Источник: http://bio.1september.ru/article.php?ID=200002707