От чего помогает растение одуванчик

Урок окружающего мира в 3-м классе по теме — Рост и развитие растений — (ков)

За 4 недели до проведения урока класс был разбит на 4 группы, которые проращивали семена фасоли, а затем выращивали фасоль в разных условиях. На уроке дети тоже работают в группах.

— Сегодня урок у нас необычный. Вы и сидите необычно. Сегодня наша научная лаборатория поведает всем о научных открытиях, сделанных её сотрудниками. В течение нескольких недель велись наблюдения за объектами. Что или кто будет главным на уроке мы узнаем, разгадав кроссворд.

-А теперь прочитайте слова английского учёного Дэвида Берни и объясните их. (Растения для себя пищу вырабатывают сами из углекислого газа и воды на свету и щедро делятся этой пищей с нами. Кроме этого, растения выделяют в воздух кислород, кот.необходим для нашего дыхания)

— Итак, объектом нашего исследования нашей научной лаборатории остаются растения. Закройте глаза и представьте, что вы на лугу. Ярко светит летнее солнышко. Кругом много цветов…

— Однажды учёные провели опыт: на грушевом дереве перед цветением выбрали две ветки с одинаковым числом бутонов. Одну из них накрыли марлей, чтобы к цветкам не могли проникнуть пчёлы, а другую оставили открытой. И что же получилось? На той ветке, где на цветки прилетали пчёлы, образовалось 33 груши. А на ветке под марлей ни одной. Как вы думаете, почему так произошло?

Цветки привлекают насекомых яркой окраской и пищей – пыльцой и нектаром. Когда насекомое посещает цветок, на какую-нибудь часть его тела – на спинку, крылья или брюшко – прилипает пыльца. Затем насекомое перелетает на цветок другого растения и пыльца попадает на него. Таким образом происходит опыление. Из опылённого цветка начинает развиваться плод с семенами. Если опыления не произойдёт, плодов, а значит и семян не будет. Такой цветок называют пустоцвет. Т.о. пчёлы, шмели, бабочки – это насекомые-опылители. Они помогают растениям размножаться.

Это маленькие птички весом около 2 граммов. Их крылья совершают 80 взмахов в секунду, что позволяет им почти неподвижно зависать над цветком и пить вкусный нектар. Пыльца попадает на тельце микро птички и переносится ей с цветка на цветок.

— После опыления из цветов появляются плоды, а в них семена. В нашу научную лабораторию попали семена нескольких растений. Каждой группе научных сотрудников предстоит, посовещавшись, выяснить: как же путешествуют, т.е. распространяются эти семена? Кто им в этом помогает? Попробуйте предположить! Своё предположение нужно обосновать!

— Совершенно верно! Семенам помогают расселяться ветер, который раздувает семена на довольно большие расстояния, люди и животные, которые переносят их на себе.

— А вот обычные кокосовые орехи далеко уплывают от родного берега, уносимые морскими течениями. Длительность их путешествия может достигать двух месяцев, а дальность – 2000 км, прежде, чем им встретится земля. Особые волокна на скорлупе удерживают орех на плаву.

— Вот таким чудесным образом могут расселяться семена растений, совершая далёкие путешествия при помощи ветра, водных потоков, животных, людей.

— А почему они путешествуют? Зачем семена так приспособились к путешествиям на дальние расстояния? Могли бы высыпаться рядом с растением!? (Не смогут вырасти взрослые растения. Им не хватит места.)

— Вот и к нам попали семена фасоли, над которыми в нашей научной лаборатории был поставлен эксперимент. Каждая группа наблюдала за проращиванием семян. О результатах наблюдений узнаем от старших научных сотрудников.

— Каждой группе я предлагаю рассмотреть предложенный рисунок и рассказать о том, как развивается растение из семени. Может быть на ваших рисунках чего-то не хватает?

— Да, действительно. Весной, когда почва сырая и тёплая, семя набухает, раскрывается и выпускает корень, затем появляется росток. Зелёный росток устремляется сквозь почву к свету. Появляется первая пара листочков, затем вторая. Молодые листочки помогают растению вырабатывать свою собственную пищу. Появляются цветы. А на их месте плоды с семенами.

— А теперь каждому из вас я предлагаю выполнить задание, в котором нужно цифрами обозначить последовательность стадий развития растений.