От чего помогает корень одуванчика

Цели: сформировать у школьников представления о почве как о важном для растений факторе внешней среды, о видах корней и типах корневых систем, корнеплодах.

От чего помогает корень одуванчика

Цели: сформировать у школьников представления о почве как о важном для растений факторе внешней среды, о видах корней и типах корневых систем, корнеплодах.

Оборудование: проростки пшеницы и фасоли, гербарные экземпляры растений с различными корневыми системами, таблицы с изображением корней (мочковатая и стержневая корневые системы); таблицы: «Механизированная обработка полей», «Животные в природном сообществе», «Вегетативное размножение корневыми, стеблевыми и листовыми черенками», «Горох посевной».

– удерживает растение в почве;
– поглощает из почвы воду и минеральные вещества;
– в корнях откладываются в запас питательные вещества (демонстрация корнеплодов или их изображений);
– синтез аминокислот и гормонов;
– дыхание;
– симбиоз с грибами и клубеньковым и бактериями (демонстрация таблицы «Горох посевной»);
– вегетативное размножение корнеотпрысковых растений.

– Что такое почва?
– Каков состав почвы?
– Чем отличается почва от горной породы (песок, глина и т.д.)?
– Из чего образуется перегной?
– Что такое севооборот?
– Какое он имеет значение?

Почвообразование — длительный процесс. В среднем на образование слоя почвы в 1 см требуется 1000 лет. Почва – природное богатство. Обращаться с ней нужно бережно, по-хозяйски. Меры по охране почв: своевременное внесение удобрений; севооборот – средство от чрезмерного истощения почв; предупреждение массового вытаптывания пастбищ, лугов, пахотных земель скотом и людьми; после экскурсий на природу не оставлять на месте отдыха консервные жестяные банки, пластиковые бутылки и пакеты, битое стекло, не сыпать на землю поваренную соль.

5. Чем больше в почве перегноя, тем она лучше, плодороднее. Но имеются земли мало пригодные для хозяйственной деятельности человека: болота, знойные пустыни, равнины, покрытые сетью оврагов, коркой выступившей под солнцем соли, иссеченные ветровой и водной эрозией. (Запись в тетрадях под диктовку.)

7. Творческая работа по заданию: закончите предложения, написанные на правой половине доски, используя текст на левой половине (устно).

а) глину, органические удобрения;
б) отнять воду;
в) орошают, проводят снегозадержание;
г) почву промывают, добавляют в нее гипс, проводят глубокую обработку;
д) глубже вспахивают;
е) пескуют;
ж) планируют, делая их удобными для обработки. (Демонстрация таблицы «Механизированная обработка полей».)

8. Эти и другие мелиоративные мероприятия повышают урожай зерновых, овощей, трав, собираемых с этих земель, в 2–5 раз. Мелиорация требует больших затрат труда, знаний, изобретательности, любви к природе. Здесь ваша помощь, ребята, просто необходима. Выявление земель, требующих улучшения, анализы почв, посадка деревьев и кустарников, посев трав, создание новой техники, помогающей улучшить почву, – далеко не полный перечень тех дел, в которых вы можете и должны принять участие.

10. Внешнее строение корня. (Демонстрация таблиц, проросших семян пшеницы и фасоли.)
Все корни растения составляют его корневую систему. Различают два типа корневых систем: стержневая и мочковатая. Виды корней: главный, боковые, придаточные.
Из зародышевого корешка семени развивается главный корень. Боковые корни отрастают от любых корней. Если же корни отрастают от стебля или листа – они называются придаточными. (Демонстрация таблицы «Вегетативное размножение растений корневыми, стеблевыми и листовыми черенками».)

– Рассмотрите рисунок в учебнике и скажите, чем отличаются придаточные корни от боковых. Как называют корневые системы одуванчика, мятлика? Почему?
– На рисунке в учебнике рассмотрите разновидности стержневых корневых систем. Охарактеризуйте разновидности: нитевидную, веретеновидную, реповидную, ветвистую.

– Какие корни называют главными, боковыми, придаточными?
– Какая корневая система развивается, если посадить веточку или листик?
– Какую корневую систему имеют горох, фасоль, пшеница, овес, кукуруза?
– Какое значение имеет корень для растения?
– Какие разновидности стержневых корневых систем вам известны?
– Какие мероприятия проводятся по повышению плодородия почв и их охране?

По материалам: bio.1september.ru