Одуванчики желтые цветы польза

Наше представление о цвете и о его влиянии на нашу жизнь менялось в течение многих веков. И сегодня у нас наконец появилась возможность научиться говорить на языке цвета, выражать с его помощью наши эмоции и рациональные идеи.

Первобытные люди отождествляли цвет с жизненно важными понятиями: кровь, молоко, огонь и земля. Поэтому основными цветами, которыми оперировали наши далекие предки, были красный, белый и черный – именно они чаще всего встречаются в дошедших до наших дней наскальных рисунках.

Позже к ним добавился желтый (цвет земли), синий (цвет неба), зеленый (цвет растений). Но на протяжении долгого времени цвет прежде всего был тесным образом связан с магией и религией, ему приписывались мистические свойства. Об этом, например, недвусмысленно свидетельствует деление магии на «белую» и «черную».

Подход к цвету античных деятелей науки и искусства – Аристотеля, Пифагора, Платона – был более естественно-научным. Они руководствовались, в частности, и эстетическими понятиями – например, излишество какого-то одного цвета могли счесть «безобразным».

Однако существенный сдвиг в этом направлении произошел только в эпоху Ренессанса. Много экспериментировал с красками великий Леонардо да Винчи. Например, он уже знал, что цвета могут быть теплыми и холодными. А накладывая слой масляной краски поверх другого, он создавал тонкую дымку, что придавало туманность картине и не отвечало строгости формы традиционного полотна.

В XVII веке достижения оптики в лице Исаака Ньютона привели к тому, что цвет окончательно стал физическим понятием. И если Леонардо, пользуясь интуицией художника, выделил всего 6 основных цветов (белый, желтый, зеленый, красный, синий и черный), то Ньютон разложил белый свет в спектр и научно доказал существование, помимо белого и черного, как минимум еще 7 цветов. Сегодня они известны нам как «радужные»: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый.

Одновременно расширяется и список субъективных цветовых ассоциаций: о цветах говорят как о тяжелых и легких, удаляющихся и приближающихся, земных и воздушных, впечатляющих и малозаметных. Наконец, XVII век уже можно считать началом зарождения науки о психологии цвета, изучающей взаимодействие цвета и человеческой психики.

Гете первым открыто заговорил о том, что цвет, независимо от формы и строения материала, которому он принадлежит, оказывает определенное воздействие на душевное состояние человека. Таки образом, поэт выделил положительные, отрицательные и нейтральные оттенки. К первым он отнес желтый, красно-желтый (оранжевый) и желто-красный (киноварь). Отрицательными Гете полагал синий, красно-синий (фиолетовый) и сине-красный. Соответственно, первые создают бодрое, живое, деятельное настроение, а вторые – неспокойное, тоскливое. Зеленый при этом попал в группу нейтральных цветов.

Гете же, проведя параллель с гармонией психики, начал говорить о гармоничных сочетаниях. Он выделил три основных: желтый – красно-синий, синий – красно-желтый, пурпур – зеленый. Эти цвета как бы уравновешивают действие друг друга. Остальные комбинации тоже вступают во взаимодействие друг с другом, но результатом этого становится «перекос» в ту или иную сторону. Например, желто-красный в паре с сине-красным вызывает радостное возбуждение, а сочетание синего с зеленым великий поэт называет «пошло-противным».

Так, в XIX веке соотечественник Гете Герман Гельмгольц взглянул, наконец, на цвет глазами человека и выяснил, что основными на самом деле нужно считать красный, зеленый и синий, так как с их помощью можно получить все остальные цвета любой насыщенности. А белого и черного в природе вообще не существует, и их примесь не меняет род цвета, а лишь создает его оттенки.

Фактически это означало, что любой оттенок можно синтезировать, представив в виде формулы «Цвет» = NR + NG + NB, где NR, NG и NB – количество красного, зеленого и синего в смеси (принцип действия цветного ТВ). Да и вообще каждый цвет можно в буквальном смысле измерить.

Так, цветовой тон определяется длиной волны спектра видимого излучения света. Контрастность тона – соотношением в нем белого и черного. Насыщенность – это количество хрома (цвета) при постоянной контрастности тона.

Кстати, этот подход лег в основу «кодировки цвета», которую сегодня используют производители красок и благодаря которой можно легко ориентироваться при выборе нужного оттенка. Рассмотрим на примере цветовой системы Dulux.

Цветовых тонов всего 8: RR (от цвета фуксии до красного), YR (от красного до оранжевого), YY (от оранжевого до желтого), GY (от желтого до зеленого), GG (от зеленого до бирюзового), BG (от бирюзового до голубого), BB (от голубого до сиреневого) и RB – от сиреневого до фуксии.

Цифра, означающая контрастность тона, меняется от 00 до 99, и чем больше цифровой код, тем светлее оттенок. По аналогичному принципу меняется и показатель насыщенности (от 000 до 900) – чем больше код, тем цветовой тон интенсивнее.

Чтобы получить желтый цвет, нужно смешать красный и зеленый – это факт. Однако разве ощущение желтого состоит из ощущений красного и зеленого? И можно ли считать воздействие желтого цвета на психику суммарным от воздействия красного и зеленого?

Цвет – мастер иллюзий. Он может управлять пространством, приближать и удалять, поднимать и опускать, согревать и охлаждать. И все это можно и нужно принимать во внимание.

Да, выбирать удачные и гармоничные сочетания цветов можно с помощью цветового круга по проверенным колористическим схемам и формулам. Однако не стоит забывать и о таком понятии, как цветовой климат, близком к психологическому, и грамотно его моделировать.

Например, каким бы ни было традиционным и гармоничным сочетание красного с зеленым, в спальне его «бодрость» и нарядность не всем придется по душе. А самые благородные и в целом нейтральные темные оттенки, будучи использованы в комнатах с недостатком естественного света, неизбежно начнут давить и угнетать.

Оттенки желтого будут уместны и на кухне или в гостиной. А вот в ванной комнате лучше опять прибегнуть к более холодной и спокойной гамме оттенков голубого, зеленого, дополненные белым и черным.

Что касается освещенности комнаты, то пыл большого количества солнечных лучей «остудят» зеленовато-голубые тона, а помещение с окнами на север, наоборот, нужно дополнительно «подсветить» желтым.

Кстати, цвет позволяет не только «управлять погодой» в доме – с его помощью можно даже приглушить звуки в шумной комнате! Надо только использовать в отделке более приглушенные тона.