Одуванчик лекарственный описание корня

Банки, склянки, пробирки — казалось бы, скорее удел почтенного профессора (быть может, сумасшедшего), а не храброго воина. Но ведьмак — все же не обычный рубака, да и задачи перед ним стоят не тривиальные; его враги обычному человеку не под силу. Вот и приходится не только уметь, но и знать куда больше, чем можно было бы предположить на первый взгляд. И все эти необходимые знания после острого приступа смерти приходится получать заново нелегким трудом.

Алхимия поможет вам создать три основных вида веществ: эликсиры, усиливающие Геральта, масла, повышающие урон от атаки мечами, и бомбы, которые и в Темерии бомбы. Все нужные рецепты вы можете получить по ходу игры — каких-то «тайных» формул, требующих невероятной усидчивости в переборе всевозможных комбинаций, нет. Другое дело, что их поиск сам по себе будет увлекательным занятием — если некоторые вы можете купить в лавках или получить во время неизбежных встреч с другими персонажами, то другие обнаружить не так просто. Наиболее редки наименее нужные: духи, которые можно преподнести кому-нибудь в подарок (есть даже такой мини-квест), и фисштех — решайте сами, зачем он может понадобиться.

Для изготовления всего этого разнообразия нужны соответствующие основы — алкоголь для эликсиров, жиры для масел и порох для бомб. Начнем разговор мы, пожалуй, с «классической» части снаряжения ведьмака — эликсиров.

Геральт прошептал формулу, медленно выпил содержимое двух флакончиков, после каждого глотка опуская левую руку на оголовье меча. Потом, плотно закутавшись в черный плащ, сел. На пол. В комнате не было ни одного стула. Как, впрочем, и во всем дворце.

Он сидел неподвижно, прикрыв глаза. Дыхание, поначалу ровное, вдруг ускорилось, стало хриплым, беспокойным. А потом полностью остановилось. Снадобье, с помощью которого ведьмак подчинил себе все органы тела, в основном состояло из чемерицы, дурмана, боярышника и молочая. Остальные компоненты не имели названий ни на одном человеческом языке. Не будь Геральт приучен к таким смесям с детства, это был бы смертельный яд.

Главная проблема с этими чудными жидкостями состоит в том, что все они ядовиты. Вполне по Кэрроллу: «Если выпить из бутылочки с надписью «Яд», рано или поздно почувствуешь недомогание». Уровень отравления до 50 не доставляет неудобств, до 70 — вполне приемлем, а вот выше забираться уже не стоит. При 90 красные пятна перед глазами то и дело закрывают окружающий мир, движения замедляются — в общем, можно и умереть по ошибке. С учетом того, что каждая бутылочка добавляет в среднем 15-20 единиц, много не выпьешь.

Эликсиры можно составить так, что они будут обладать дополнительными эффектами: эликсиры рубедо ускоряют регенерацию, нигредо — на 20% повышают наносимый урон, а альбедо — менее ядовиты. Разумеется, в сложных боях хотелось бы получить все дополнительные эффекты. Проблема только в том, что вещей при себе ведьмак носит минимум и немало места занимают собранные компоненты будущих зелий, так что кучу склянок со всеми вариантами уместить едва ли удастся. Надо выбирать. Конечно, никто не мешает удовольствоваться простыми эликсирами и не задумываться обо всех этих тонкостях, но эта статья как раз о том, как добиться максимума — что в некоторых боях очень пригодится.

Разумеется, не все зелья понадобятся вам каждый раз. Какую-нибудь «Черную кровь», убивающую кровососов, стоит брать с собой только в походы за пиявками или вампирами, да и там она не так уж нужна. Список того, что всегда нужно иметь с собой, не столь велик, и в первую очередь мы поговорим о нем.

Это важно: эликсиры альбедо не только менее ядовиты, но и на 20-30% снижают токсичность всего выпитого в течение игрового часа после них. Так что если вы собираетесь опорожнить несколько пузырьков подряд, постарайтесь, чтобы первым был эликсир альбедо.

Многие загадочные слова, которые вы встретите в игре, на самом деле применялись европейскими алхимиками, хотя их значению в игровой механике они бы удивились. Так, ребис — совсем не встречающееся на каждом шагу вещество, а название основы для изготовления философского камня. Купорос для алхимика — конечно, не сульфат металла. Его латинское название — vitriol — посвященный понимал как Visita Inferiora Tеrrае Rectificando Invenies Occuitum Lapidem («Посети недра земли, и, очистившись, ты найдешь сокровенный камень»). Эфиром алхимики именовали тончайшую субстанцию, не переходящую в другие стихии — огня, воздуха, воды и земли. Другие его названия — «квинтэссенция» и «пятый элемент».

Проще с квебритом и гидрагеном — это применявшиеся алхимиками названия серы и ртути, считавшихся двумя базовыми веществами, из которых состоят все прочие. Понятен и интерес алхимиков к киновари — сульфиду ртути: при нагревании из нее сначала выделяется ртуть, а затем происходит восстановление киновари. В этом алхимики и в Европе, и на Востоке усматривали глубокий смысл, видя в ней зародыш бессмертия. В Китае для ее обозначения применялся тот же иероглиф, что и для «дань» — аналога философского камня.

Процесс получения философского камня, иначе называемый Великим Деланием, состоял из многих стадий. Считалось, что вещество по ходу обработки последовательно приобретало черный, белый и красный цвет, что дало название этапам: нигредо — «Делание в черном», альбедо — «Делание в белом» и рубедо — «Делание в красном». Первый символизировал гниение и смерть, второй — воскресение к новому бытию, третий — окончательное совершенство.

— Малейшее повреждение при схватке с грайвером кончается заражением трупным ядом. Каким эликсиром вылечивается заражение трупным ядом? Ну?

— Правильно. Но лучше избегать заражения. Поэтому, борясь с грайвером, нельзя приближаться к поганцу вплотную. Надо всегда держать дистанцию, а удар наносить с наскока.

Отправляясь гулять по опасным местам, полезно выпить бутылочку «Ласточки», ускоряющей регенерацию здоровья. Рецепт прост и доступен с самого начала, найти компоненты несложно — в общем, эти голубенькие бутылочки уверенно держат первое место в списке самых ценных порождений покрытых паутиной реторт. Чтобы не распыляться, максимизируем эффект — будем варить вариант рубедо.

Следующая степень серьезности — для боев, в которых понадобится часто пользоваться знаками. Они не раз спасут ведьмаку жизнь, взамен потребовав затрат энергии: больше пары раз подряд применить их не удастся. На перезарядку понадобится время, которое поможет сократить «Филин». В сочетании с «Ласточкой» он решит большую часть ваших проблем, и можно не беспокоиться о дополнительных микстурах, а позаботиться об увеличении наносимого вреда. Так что здесь наш выбор — нигредо.

После этого наступает черед средств, которые помогают улучшить боевые качества Геральта. Это «Пурга», улучшающая реакцию, «Волк», повышающий шанс критического удара, и «Росомаха», увеличивающая повреждение, когда у ведьмака осталось менее половины здоровья. Они нужны не так часто, как первые два, но применяются чаще всего вместе с ними, так что доминанты рубедо и нигредо мы получим из «Ласточки» и «Филина». Если мы пьем такой витаминный коктейль, стоит задуматься над снижением общей токсичности, так что для них выберем вариант альбедо.

Конечно, здесь возможны варианты. Например, некоторые предпочитают не особо упирать на знаки и развивать в основном владение мечами. У них один из перечисленных абзацем выше эликсиров будет вторым в списке, вместо «Филина». Мне этот вариант кажется менее удачным — любой из них менее универсален и полезен. «Пурга» обладает слишком кратким действием, чтобы считать ее базовым средством, — не исключено, что ее придется пить несколько раз за день, и тогда снижение общей токсичности будет очень важно. «Росомаха» начинает действовать в той ситуации, в которую лучше бы нам не попадать, — во многих боях она не принесет никакой пользы, только отравит Геральта. «Гром» я вообще не рассматриваю — все же уворачиваться от ударов для долгой и счастливой жизни Геральту необходимо.

Единственным претендентом на второе место в списке остается «Волк». Учтем и то, что эффект нигредо отлично сочетается с основным действием эликсира, — в общем, для сторонников решения всех вопросов мечами именно этот состав будет лучшим продолжением «Ласточки». Правда, рецепт «Волка» мы получаем не сразу, да и киноварь нигредо найти до третьей главы непросто — разве что ночью на болоте нарваться на виверну и пережить эту встречу.

Еще один эликсир, попадающий в число незаменимых, — «Кошка», позволяющая видеть в темноте. Ее я предпочитаю в варианте рубедо, нередко позволяющем сэкономить бутылочку «Ласточки».

Средства, повышающие здоровье или энергию, не так полезны, как увеличивающие скорость восстановления: любой запас заканчивается куда быстрее, чем хотелось бы. Но в сочетании они дают мощный эффект. При этом первое выпиваемое обязательно должно быть «белым» — все же полезными такие коктейли никак не назвать. Так что «Лес Марибора» и «Полнолуние» мы будем варить в варианте альбедо, рассчитывая принять все необходимые средства непосредственно перед боем.

На заметку: сочетание «Леса Марибора», «Филина» и «Зелья Петри» при развитом навыке использования знака Игни на время превращает Геральта в фэнтезийный аналог огнеметного танка, к которому близко ничто живое не подойдет. Я усилил знак Игни, посетив монолит, принял этот коктейль и без особых проблем победил девятерых призраков из 4-й главы, не доставая меча. Правда, потом пришлось снимать интоксикацию.

«Зелье Раффара Белого» — достаточно ядовитая вещь, чтобы не применять ее слишком часто. Если все же пришлось, это, как правило, значит, что действия «Ласточки» не хватает, а в организм уже вбухано некоторое количество всякой гадости. Разумеется, только альбедо. Ну а сразу после него очень часто принимается «Белый мед», который снимет и интоксикацию, и все полезные эффекты ранее принятых препаратов. Так что скорее восстанавливаем здоровье — мед нам нужен в варианте рубедо.

Напоследок — еще один вариант распределения доминант. Он пригоден скорее для не очень опасных прогулок, но более прост в сборке на ранних стадиях. Итак, наше основное лекарственное средство — «Кошка» рубедо, ведь действие доминанты держится восемь часов. «Ласточку», срок действия которой вчетверо короче, мы приберегаем для особо опасных ситуаций и потому используем вариант нигредо — в первых главах не проблема найти ласточкино зелье, источник черного ребиса. А «Филин» будет несложно сделать альбедо — ведь ребиса, который в белом варианте найти нелегко, он не содержит.

Остальные средства относятся скорее к ситуационным — их лучше готовить с доминантой альбедо, чтобы не мешали использованию основных.

На заметку: если вы хотите выпить очень много эликсиров, помогает такая хитрость. Выпейте те, что обладают наибольшим сроком действия, помедитируйте час, а затем принимайте более «летучие» жидкости.

— А вам скажу, предложение выгодно и вам, и Доррегараю, ежели вы с ним столкуетесь. Нам, учтите, драконий труп до фени, токмо хвост возьмем. Остальное ваше будет, бери, выбирай! Не пожалеем для вас ни зубов, ни мозга, ничего, что вам потребно для колдовства.

Для того чтобы создать эликсир, надо подобрать основу соответствующего качества и в любом порядке добавить в нее нужные компоненты. Доверять автоматической сборке не стоит — она выбирает первый попавшийся компонент, содержащий нужный элемент (перебирая вещмешок сверху вниз и слева направо), и шансы получить «цветное» зелье невысоки. Разумеется, для свободы творчества нужно иметь при себе все необходимые части, и именно они будут занимать большую часть багажа. Упорядочивайте этот склад — сложите рядом все имеющиеся варианты каждого из основных компонентов — иначе очень быстро потеряете к алхимии всякий интерес.

Домашнее задание: предположим, что полынная водка продается в стандартных бутылках по 0,5 литра. Для приготовления «Пурги» нигредо Геральту надо смешать в ней две челюсти цеметавра и две склянки крови гуля. Сколько водки придется отхлебнуть Геральту, чтобы все это уместилось в бутылке? Сколько времени придется медитировать, чтобы быть бодрым и работоспособным после изготовления четырех партий зелья? Рассчитайте нужное количество соленых огурцов.

Отдельная проблема — основы. Крепчайший алкоголь, нужный для пятикомпонентных эликсиров, встречается нечасто, зато существует в пяти разновидностях. Добавим четыре четырехкомпонентных основы (свободно продаются королевским подданным от 18 лет, так что на витринах не залеживаются), да еще шесть обычных трехкомпонентных. Бутылочка одного, пара другого, немного третьего — и место в рюкзаке заканчивается с катастрофической скоростью.

При этом трехкомпонентных эликсиров нам надо не так много. Лучший выход — всю не пошедшую сразу в дело выпивку переводить в «Белую чайку». Особенно это будет актуально перед пятой главой, в которой спиртное купить удастся не сразу. Тридцать бутылочек «Чайки» займут три ячейки, а сравнимое количество разнородного спиртного потребует едва ли не целого ряда. Кроме того, это позволит куда-нибудь деть тонны пыльцы смерти и клыков баргестов из первой главы.

На заметку: ничто не мешает изготовить «Белую чайку» с одной из доминант. Но на качестве получаемого на ее основе продукта это никак не скажется.

«Старый способ, — подумал он. — Можжевельник либо мята просто добавки, значения не имеют, введены лишь для того, чтобы замаскировать настоящий состав». И, однако, он распознал паперник, может, корнежом. Да, наверняка корнежом, корнежом нейтрализует токсины, очищает кровь, испорченную гангреной либо заражением.

Теперь посмотрим на получившиеся рецепты. «Ласточка» рубедо потребует соответствующих ребиса, купороса и эфира. Ребис рубедо можно достать уже в первой главе — зеленая плесень есть в пещерах. Там же обнаружатся и грибы-шибальцы, источник купороса для нашего эликсира. Когда мы попадем в Вызиму, за плесенью придется отправляться в канализацию, а за грибами — в пещеру на болотах. Впрочем, волки в лесах — не только санитары леса, но и поставщики ребиса рубедо. Это выручит нас в четвертой главе — чуть в стороне от дороги в поля каждый раз появляется стайка. Грибы можно поискать в склепах, а еще там же встречаются и бруксы, кровь которых подойдет не хуже. Однако открыть пункт переливания крови для немертвых — все же не самый легкий способ собрать сколько-нибудь значимое количество реагента, ибо доноры не спешат появляться. Кальций и слизь археспоры также встречаются нечасто, так что рекомендую запастись грибками еще в третьей главе — все равно на болотах вам придется появляться много, можно потратить время и заглянуть в пещеру.

Сложнее обстоит дело с эфиром рубедо. Лепестки чемерицы можно без проблем нарвать в предместьях, да и в следующих двух главах проблем с ними не будет. А вот в Темноводье это растение в Красную книгу занести не успели, и хищническое разграбление природы — очевидно, предыдущими поколениями ведьмаков — привело к полному его уничтожению. Так что или прихватите с собой запасы, или готовьтесь собирать клыки альпов. Они, конечно, не то что бы стадами ходят, но по склепам некоторое количество найти можно.

На заметку: удобнее всего добывать клыки альпов в третьей главе. Если вернуться к эльфийским руинам в канализации, куда вы попадаете из подземелья банка в Вызиме, вы обнаружите там портал — через него можно быстро попадать на место с болот или из лабораторий Трисс и Калькштейна. А на месте вас каждый раз будет ждать альп — не только зубки, но и совсем не лишние 500 XP.

Для «Кошки» рубедо потребуются ребис (его мы уже рассмотрели) и квебрит. В начале игры это плоды балиссы (в Предместьях) и собачья петрушка (на болотах). В третьей главе когти кикимор будут так и тянуться к вам со всех сторон, а кости грайвера вы легко найдете в любом месте несанкционированных митингов нечисти. В общем, с этим компонентом проблем нет всю игру.

«Филин» нигредо потребует купороса и эфира. С ними сложностей не возникает — утопцы с гинациевой кислотой исправно встречаются всю игру в куда больших, чем хотелось бы, количествах, да и гули так и стремятся пролить побольше крови (хотя, конечно, не рассчитывают, что своей). Язык плавуна — источник эфира нигредо, а в третьей и четвертой главах вы соберете лепестки гинации — если, конечно, совесть позволит вам топтать и обдирать городские клумбы.

Продолжая тему усиления магии, посмотрим на «Лес Марибора»: нужны ребис, эфир и квебрит альбедо. Самым редким оказывается первый ингредиент; он доступен только в виде мембраны с крыльев — неважно, фледдеров, виверн или еще каких летающих неприятностей. В любом случае, добывать этот компонент поначалу будет непросто — и соперники относительно серьезные, и встречаются поначалу не так часто (где именно, думаю, объяснять не надо). Позднее искать их не приходится — в четвертой главе они будут сами находить вас чаще, чем нужно для научных исследований. Эфир альбедо набрать легко — ягоды берберка встречаются и в Предместьях, и в Вызиме, и в Темноводье, да и утопцы-камикадзе бросаются со всех сторон. С квебритом ситуация чуть сложнее: вербена растет у лечебницы св. Лебеды, жимолость выбирает кладбища — в прудике на вызимском или на болотах в пятой главе. Наконец, пузыри водяных будет несложно в нужных количествах найти в Темноводье.

Сразу поговорим и про «Зелье Петри». Помимо уже рассмотренных ребиса и квебрита понадобятся гидраген и киноварь. Последнюю вы найдете на болотах — каким-то образом в нее пиявки превращают выпитую у вас кровушку; не забудьте сделать запасы к 4-й главе. Аконит можно найти в основном у друидов, но, к счастью, необходимости тратить на него деньги нет. Гидраген нужного качества отыскать совсем просто — эктоплазма остается после всех призрачных существ, и исчерпать запасы, собранные еще в боях с баргестами, мне так и не удалось — приходилось только иногда их пополнять. Кроме того, во многих домах в Вызиме растет волчье алоэ — к чему бы, интересно? Растение-то совсем невзрачное.

Так получилось, что все компоненты, необходимые для «Полнолуния», мы уже обсудили, перейдем к «Зелью Раффарда Белого»: ребис, купорос, гидраген. Так как его мы тоже варим наименее токсичным, осталось поговорить о купоросе альбедо. Это игольчатый мирт, в изобилии встречающийся всю игру, и корневище эхинопса, которых можно накопать на вызимских болотах.

«Пурга», «Волк» и «Росомаха» альбедо не потребуют ничего, о чем бы мы еще не поговорили. Если же рассмотреть альтернативный подход — «Волк» нигредо, — надо задуматься о поиске соответствующих гидрагена и киновари. И то, и другое найти не так просто. Гидраген наиболее доступен в виде омелы — статуя Мелитэле на болотах даст вам листочек за пожертвование еды. Глаза орнитозавров на дороге не валяются, но несколько штук вы точно подберете — например, выполняя миссию писца в третьей главе. С киноварью чуть проще — ядовитые железы можно получить хотя бы от виверн. Правда, встреча со стайкой в третьей главе будет не самым приятным сюрпризом, зато в четвертой и пятой ничего не стоит нарвать ягод переступня.

Что осталось? Во-первых, все компоненты без «цветных» добавок (за исключением, быть может, ребиса и купороса — пойдут на изготовление «Чайки»). Кроме того, не нашлось места в наших рецептах гидрагену и киновари рубедо, а также квебриту нигредо. Для масел и бомб «цветность» не важна, так что все эти компоненты можно пустить на продажу.

Отдельно от средств, производство которых можно поставить на поток, стоит поговорить о товаре штучном — мутагенных эликсирах. Каждый из них содержит уникальный ингредиент, который можно получить лишь однажды за всю игру. И если большая часть от вас никуда не уйдет — например, химеру в прологе ведьмаки завалят и без вас, а мимо Пса-Призрака не пройти во вторую главу, — то другие можно получить, лишь сделав выбор. Притом выбор не самый простой и в некотором роде отличающий тех, кто играет в ролевую игру, от тех, кто выбрал боевик в стиле фэнтези.

Речь идет о «Гневе оборотня», улучшающем ловкость с наступлением темноты, и «Жажде стрыги», дающей бронзовый и серебряный таланты. В обоих случаях вы можете или убить чудовище — получить опыт за побежденного врага и к тому же уникальное вещество, — или расколдовать человека. Что выбрал бы Геральт (точнее, что он выбрал в романе Сапковского) — не секрет. Что важнее для вас — решайте.

Я хотел бы сказать только одно: создатели игры правы, что на прощание Кармен не дает Геральту случайно завалявшийся клочок шерсти, а Адда не вручает ковер-самолет — личный бомбовоз его королевского величества. В компьютерной игре тоже должно найтись место для действий, которые совершаются не ради награды, а потому, что считаешь это правильным. Однако в большинстве случаев возможная потеря таковой вовсе не является — стандартное «взять/не взять предложенную оплату» очень редко может как-то повлиять на благосостояние персонажа.

Незнакомец медленно, очень медленно вышел из-за телеги на середину моста. Он стоял к Йурге спиной, и на спине у него был уже не тот меч, который Йурга видел недавно. Теперь это было красивое оружие — головка и эфес меча и оковка ножен горели, как звезды, блестели даже в наступающих сумерках, хотя света уже почти не было — погасло даже пурпурно-золотистое мерцание, еще совсем недавно висевшее над лесом.