Одуванчик для чего он полезен

6 сентября 14:00-15:00 Презентация издательского проекта: В.Ф. БУЛГАКОВ «КАК ПРОЖИТА ЖИЗНЬ: ВОСПОМИНАНИЯ ПОСЛЕДНЕГО СЕКРЕТАРЯ Л.Н. ТОЛСТОГО», подготовленного Государственным музеем Л.Н. Толстого на материалах РГАЛИ.

Эта книга – первая полная публикация дневниковых записей Александра Петровича Довженко за период с 1939 г. по 1956 г. Согласно дневниковому жанру автор фиксирует основные события своей личной и творческой жизни, описывает исторические события, свидетелем которых он был. Отличительной особенностью этого пронзительного по откровению и эмоциональному накалу текста является его творческая составляющая. Именно страницам дневника А.П. Довженко доверял свои самые сокровенные творческие планы. Текст записей передан в авторском изложении на русском и украинском языках.

В рамках презентации пройдет Круглый стол, в котором примут участие: представители Федерального архивного агентства, руководство РГАЛИ, историки кино, эксперты – Н.И. Клейман, В.В. Забродин, Е.Я. Марголит и др.

6 сентября 14:00-15:00 Презентация издательского проекта: В.Ф. БУЛГАКОВ «КАК ПРОЖИТА ЖИЗНЬ: ВОСПОМИНАНИЯ ПОСЛЕДНЕГО СЕКРЕТАРЯ Л.Н. ТОЛСТОГО», подготовленного Государственным музеем Л.Н. Толстого на материалах РГАЛИ.

Воспоминания секретаря Л.Н. Толстого 1946-1961 гг. в полном объеме опубликованы впервые. В нем прослежен весь жизненный путь выдающегося деятеля культуры, литератора В.Ф. Булгакова, описаны годы, проведенные рядом с Л.Н. Толстым, особенно последний год жизни писателя. Воспоминания включают период эмиграции после высылки В.Ф. Булгакова из Советской России, подробный рассказ о его деятельность по созданию Русского музея в Праге, пребывании в Гитлеровских концлагерях и возвращении в СССР в 1948 г.

В презентации примут участие: почетный профессор, директор Группы славянских исследований Оттавского университета А.А. Донсков, руководство РГАЛИ, Государственного музея Л.Н. Толстого, издательства «Кучково поле».

Также ждем Вас на основном стенде РГАЛИ А-51 (Зал А), где все издания можно будет приобрести. Среди наиболее интересных новинок РГАЛИ фотоальбом «Фотографическая история. 1840-1950. Из фондов Российского государственного архива литературы и искусства». Это издание – результат многолетнего проектного исследования – подготовлено на базе обширного собрания РГАЛИ. Оно отражает одновременно историю бытования фотографии в культуре и обществе и историю фотографии как одного из визуальных искусств и средств документирования действительности. Назначение издания – показать историю русской фотографии и этапы становления художественных направлений в условиях совершенствования фототехники, а также представить историю формирования фотографической коллекции РГАЛИ как результат серьезного научного поиска и описания фотодокументов. В альбом вошли выставочные фотошедевры Николая Свищова-Паолы, экспонировавшиеся на международных выставках «Искусство движения» в Москве и Берлине 1920-х; винтажи 1930-х годов классиков советского фоторепортажа Макса Альперта, Аркадия Шайхета, Аркадия Шишкина, Дмитрия Дебабова, Марка Маркова-Гринберга, Сергея Струнникова, театральные портреты Василия Улитина, довоенные снимки, сделанные Евгением Явно, произведения Александра Родченко и фотографии Михаила Кауфмана, кинооператора, брата и соавтора Дзиги Вертова в работе над фильмами «Одиннадцать» (1928) и «Человек с киноаппаратом» (1929). Наиболее ценной частью издания является публикация наследия Эль Лисицкого – уникальные экспериментальные фотографии (монтажи, фотограммы, цианотипии) 1920-х годов. Издание выполнено на русском и английском языках, включает каталог документов, биографические справки на авторов, библиографию, глоссарий фотографических техник. Книга рассчитана на специалистов разного профиля и на широкий круг читателей.

На выставке также будет представлена книга Николая Евреинова «Откровение искусства».Издание осуществлено на основе хранящейся в РГАЛИ машинописной окончательной редакции рукописи, подготовленной автором к печати; в отдельных случаях для более адекватного понимания текста привлекаются материалы первой редакции, отложившейся в фонде Евреинова в Национальной библиотеке Франции.

Предмет исследования автора, одной из ключевых фигур русского театра Серебряного века, – искусство, его истоки и сущность. В своих теоретических построениях Н.Н.Евреинов ставит себе задачу уловить ту «мерцающую грань» между искусством и не-искусством, для чего разрабатывает оригинальную сетку категорий, каждая составляющая которой формирует свой круг понятий. Писавшаяся с начала 1930-х гг. работа, подытожившая теоретические разработки и философские построения мыслителя предыдущих периодов, вобрала в себя теоретическое наследие как предшественников, так и современников, в ней также «слышны» диспуты об искусстве, его целях, состоянии и судьбе первой четверти XX века.