Настойка одуванчика на водке применение внутрь

Потребление водки в России падает. Впору было бы говорить, что россияне отказываются от национального напитка — если бы не вызванный ростом акцизов расцвет нелегальных продаж водки и медицинского спирта, а также самогоноварения.

В 2010 году самая дешевая «поллитровка» стоила 89 руб., в 2011-м — 98 руб., в 2012-м — 125 руб., в 2013-м — 170 руб. Именно с 2010 года государство определяет не только акциз на производство спирта, но и минимальные розничные цены с учетом этого акциза, роста цен на сырье и энергоносители, а также принятой розничной наценки. С Нового года водка опять дорожает. В конце ноября Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка (Росалкогольрегулирование) обнародовала проект приказа, согласно которому минимальная розничная цена за пол-литра сорокаградусной водки поднимается: с 1 января 2014 года — до 199 руб., а с 1 августа 2014 года — до 220 руб. Соответственно, с 1 января 2014 года ставка акциза на производство 1 л этилового спирта возрастает на 25%, с 400 до 500 руб. Более того, уже запланировано повышение акциза и с 2015 года — до 600 руб.

Согласно официальной статистике, повышение акцизов и правда убивает обоих зайцев, за которыми гонится государство: и потребление водки падает, и доходы бюджета растут. Розничные продажи водки и ликероводочных изделий в 2009 году составляли 173 млн дал, в 2010-м — 150 млн, в 2012 году — 153 млн, в 2013-м ожидается 135 млн дал. Главный нарколог России Евгений Брюн представил «РИА Новости» расчеты на душу населения: если в 2009 году это было 18 л чистого этанола, в 2012-м — 15,6 л, то сейчас — 13,5 л. При этом бюджет от сбора алкогольного акциза получает больше год от года: в 2007-м — 100 млрд руб., в 2011-м — 200 млрд, в 2012-м — 250 млрд, в 2013 году должен составить 300 млрд руб. «Темп подъема акциза явно завышен, чтобы опередить все возможные рыночные изменения»,— объясняет директор Центра исследований федерального и регионального рынков алкоголя (ЦИФРРА) Вадим Дробиз.

Логика роста акцизных доходов понятна, но вот в объективность данных, что россияне стали меньше пить, верится с трудом. «В Белоруссии, где водка дешевле и нелегального рынка пока нет, по статистике, 16 л ликероводочных изделий на душу населения, а в России, по официальной статистике, получается 10 л,— комментирует Дробиз.— Очень сомневаюсь, что в России пьют меньше, чем в Белоруссии. Получается неучтенное потребление не менее 6 л ликероводочных изделий на россиянина».

По словам Дробиза, с учетом реальной торговой наценки стоимость самой дешевой легальной водки в рознице уже сегодня должна даже превышать минимальную цену — от 200 руб. Исключения лишь для ритейлеров, получающих продукцию непосредственно с заводов или имеющих свои частные торговые марки. Однако такой продукции в легальном исполнении в сегменте до 200 руб. очень мало. Соответственно, 90% магазинной водки до 200 руб.— нелегальная. Это в большинстве случаев не фальсификат, а нормальная заводская продукция, с которой просто не уплачен акциз и прочие налоги. «Сегодня в легальной рознице продается 55% легальной водки и 45% нелегальной. Если взять за 100% всю водку, выпиваемую россиянами, то в ней 40% — легальная водка, 26% — нелегальная водка, продающаяся в легальных магазинах, а оставшиеся 34% — водка и суррогаты, продающиеся из-под полы»,— рассказывает Вадим Дробиз.

В отчетах крупных сетей указаний на рост нелегального сегмента нет. По информации пресс-службы X5 Retail Group, в сети «Перекресток» в 2013 году продажи водки в абсолютном выражении снизились на 10-14%, а в денежном — возросли на 29%. При этом, скажем, виски и коньяка продали на 4% больше (в деньгах — на 15%). Основной объем продаж водки приходился на средний сегмент 250-400 руб. за 0,5-0,7 л. Существенных изменений спроса на водку после повышения минимальной цены в сети не ожидают, зато предполагают, что рост продаж виски и коньяка продолжится.

Адаптируются к акцизам и производители водки. «Наибольшее снижение продаж ощущалось в начале года,— рассказывает «Деньгам» директор по маркетингу Алкогольной сибирской группы Елена Столбовских.— К концу года рынок выравнивается — потребители привыкли к новой цене. Общее снижение объемов рынка по итогам 2013 года ожидается в пределах 15% по сравнению с 2012-м. Основное снижение — в экономсегменте. Зато продажи нашей водки «Хаски», которая относится к low-premium-сегменту, выросли в 2,5 раза. Премиальная водка «Белая березка» также увеличивает долю рынка. Вообще снижения премиального сегмента водки по итогам года не произошло. В будущем году, несмотря на очередное повышение ставки акциза и минимальных цен, мы не ожидаем существенного снижения продаж. А по нашим продуктам премиум-уровня мы ожидаем прироста объемов в 2014 году».

Рост акцизов не мешает и выводу на рынок новых марок, хотя какое-то время назад эксперты предсказывали резкое сокращение числа водочных брендов. «Долгое время наш завод в Тульской области «Торговый дом «Медведь»» стоял без лицензии, соответственно, развитие наших торговых марок «Медведь Ice Claw», «Медведь» и «Старлей» было заморожено,— рассказывает директор по маркетингу завода Оксана Щербакова.— Производственную лицензию мы получили только в декабре 2012 года, а первую партию продукции на своем заводе запустили 17 марта 2013-го. За 2013 год продажи собственных марок выросли в 2,5 раза. При этом у нас пока низкая дистрибуция по рынку, и мы не представлены практически ни в каких торговых сетях».

Но вот и неприглядная сторона медали. Магазин у дороги возле деревни Городище, Рузский район Московской области. Вообще-то официально водка здесь не продается (видимо, у хозяев нет лицензии), но корреспондент «Денег», который ездит в эти места на дачу, постоянно наблюдает, что для своих, деревенских, у продавцов сорокаградусная всегда находится. Недавно это было что-то из Белоруссии, сейчас продают изготовленную, судя по этикетке, в Кабардино-Балкарии, «Золотую Русь», по 180 руб. Еще есть «Мерная» и «Хортица» — по 220 руб. Вся водка — без акцизных марок. Известно, что в приграничных с Казахстаном районах можно с рук купить казахскую водку по 50-100 руб., которую вполне официально благодаря Таможенному союзу частное лицо может ввезти без пошлины в любых количествах. А акциз в Казахстане в четыре раза ниже, чем в России.

Однако до Казахстана далеко, и в магазине около дачи я, сделав лицо попроще, спрашиваю у мужиков, можно ли где купить водки побольше и подешевле. Ответ удивляет. «Зачем тебе брать водку? Если хочешь, купи спирт — 100 руб. за литр. Там семилитровые канистры, спирт хороший — хоть сейчас езжай, адрес дадим»,— говорят они.

Открываю дома интернет и выясняю, что купить спирт и правда вообще не вопрос. По запросу «спирт продажа Москва» нахожу море предложений. Например, на сайте химзаказ.рф можно приобрести пятилитровую канистру медицинского этилового 95-процентного спирта из пищевого сырья марки «Люкс» всего за 900 руб. (на «Экстра» за 700 руб. я даже внимание обращать не стал). То есть 1 л — 180 руб. После разбавления водой пол-литра 40-процентного раствора стоит менее 45 руб. Даже с доставкой (по Москве — 600 руб.) выходит намного дешевле водки. На всякий случай я позвонил и уточнил, действительно ли это тот самый пищевой спирт из пшеницы или картошки, предназначенный для употребления внутрь, аналогичный поставляемому на ликероводочные заводы. «Открытым текстом я вам это сказать не могу, но мы друг друга поняли: он именно для того самого, что вы имеете в виду»,— уклончиво ответил мне молодой человек по телефону.

На волне успеха я решил разобраться с аптечной розницей около дома. Еще несколько лет назад алкаши легко покупали там настойку боярышника и брынцаловский «Раствор медицинский антисептический». С этим, выяснилось, сейчас труднее. В двух сетевых аптеках сказали, что у них ничего антисептического, что «в принципе можно было бы пить», нет. В третьей аптеке у дома фармацевт оказалась сговорчивее. «Настойка боярышника? Тоже мне вспомнили,— засмеялась она.— Таких уже давно нет. Все настойки теперь дорогие. Из спиртосодержащего только антисептики». Уверенным движением она вынула из шкафа и поставила передо мной стеклянный пузырек: «Антисептин», 100 мл, 90%. «И что, это можно пить?» — недоверчиво уточнил я. «Согласно аннотации, только для наружного применения»,— подмигнула мне фармацевт. «Да это обычный спирт — разводи и пей»,— перехватил инициативу стоящий за мной мужик с рассеченным лбом, еще несколько секунд назад обещавший кому-то по телефону приехать и доложить плитку. Цена пузырька — 50 руб. Разбавив водой один к двум, получаем 0,2 л суррогата, соответственно, 0,5 л — 125 руб. Я, правда, не рискнул.

Зато позвонил своему знакомому, Сергею, у которого как-то доводилось пробовать самогон. Сергей подтвердил, что не только не бросил своего увлечения, но и, напротив, теперь не признает никакого алкоголя, кроме самогона, который производит в городской квартире. «Он мне, можно сказать, даром обходится,— рассказал знакомый.— У нас скопились целые залежи засахарившегося варенья, его и перегоняю. Еще добавляю потом всякие травки, но это уже мой секрет». У Сереги теперь появился дубовый бочонок, в котором он настаивает продукт.

Источник: http://www.kommersant.ru/doc/2355095