Корень одуванчика сухой измельченный

Почти в каждом товарном сегменте продовольственного рынка можно выделить группу продуктов с лечебно-профилактическими свойствами. Придать еде свойства лекарства позволяют различные функциональные добавки, которых может быть так много, что от исходного продукта останется только название. Примеры проявления такой тенденции — кофе без кофеина и фиточай (травяной и фруктовый), созданию производства которого и посвящен нынешний “Бизнес “под ключ”.

Строго говоря, чаем может называться только продукт переработки чайного листа. Однако травяные и прочие подобные настои изготовляют из сырья, обладающего схожими свойствами. Темпы роста объемов продаж этого товара составляют 10-15% в год и, как прогнозируют эксперты, в течение ближайших лет сохранятся. Ключевые факторы успеха в “фиточаевом” бизнесе для продовольственного рынка традиционны: высококачественное сырье, отработанная технология с элементами инновационности, продуманная маркетинговая стратегия и хорошо поставленная система регулярного менеджмента, ориентированная на клиента. Соблюдение этих базовых условий позволяет не только “отбить” первоначальные инвестиции, но и создать бренд национального масштаба, обеспечивающий 15-20%-ную рентабельность бизнеса при достойном объеме продаж на растущем рынке.

“Настоящий” чай подразделяется на четыре вида: зеленый, черный, желтый и красный, которые, в свою очередь, различаются главным образом технологией обработки исходного сырья. Группу “чаеобразных” формируют натуральные фиточаи и ароматизированные чаи. Последние приобретают новый вкус за счет добавления масла (персикового, апельсинового, лимонного, черносмородинового и пр.) или химических ароматизаторов, идентичных натуральным, а также высушенных лепестков цветов и растений или измельченных кусочков яблок, груш, ягод и др. В последнее время аналитики отмечают рост популярности фиточаев мате (родом из Латинской Америки) и ройбуш (напиток с южноафриканскими корнями).

На долю зеленого чая приходится до 20% общемирового производства сухих чаев (0,5 млн т), а на долю красного — лишь 2,4% (60 тыс.т). Фиточаи подразделяются на травяные (с использованием мяты, ромашки, зверобоя, листьев смородины), плодово-ягодные и смешанные со сложными составами. Особняком стоят функциональные чаи для похудения, которые, кстати, могут быть “нечистокровными” и содержать зеленый чай. Спрос на них растет весной и летом, когда прекрасной половине человечества отчаянно хочется обрести новую фигуру ценой минимальных усилий. В целом, для группы фиточаев характерны сезонные колебания спроса на уровне 20-30%, а период спада приходится на лето.

На рынке присутствуют как отечественные, так и зарубежные торговые марки. С зарубежными брендами все понятно — традиции здорового питания имеют на Западе длительную историю, а значит, и ассортимент фиточаев более чем широк.

Чтобы начать производство фиточаев, необходимо, как обычно, потратиться на приобретение основных фондов и формирование стартового оборотного капитала (инвестиции в создание бренда — отдельная и очень весомая статья расходов — мы вынесем за скобки, поскольку их размер часто обратно пропорционален “компетентности” компании в области маркетинга). “Железо” обойдется новичкам “фиточаевого” рынка максимум (новое “супер-пупер” оборудование от “крутого” иностранного производителя) в $400 тыс., минимум — в $30-50 тыс. Сезонный характер заготовки сырья предполагает, что придется потратиться на создание его запасов, замораживая при этом часть “оборотки”. Окупить первоначальные инвестиции, как показывает практика, удается примерно за 2 года, достигая при этом рентабельности вложенного капитала на уровне 18-28%.

Еще не так давно фиточай отождествлялся с ароматизированным черным чаем, хотя это совершенно разные продукты с точки зрения используемого сырья. Себестоимость ароматизированного черного чая намного ниже, чем фиточая. Это отражается и на уровне розничных цен — 0,9-1,5 грн. и 3,2-3,5 грн. за сопоставимые упаковки соответственно. Поэтому пришлось приложить немало усилий, чтобы разъяснить потребителям полезность продукции и ее отличия от черного ароматизированного чая.

Фиточаи — товар особый, поэтому с санитарной службой придется общаться очень плотно. Чтобы облегчить себе жизнь, неплохо переложить часть проблем на плечи поставщиков. В идеале, каждая партия сырья должна иметь сертификаты качества и соответствия, в которых фиксируются органолептические, физико-химические, радиологические и микробиологические показатели, массовая доля солей тяжелых металлов, пестицидов и микотоксинов. Но если по каким-либо причинам поставщик не смог запастись этими документами, то производителю придется самому озаботиться их получением.

Для изготовления фиточаев, как правило, используют растения, в состав которых входят компоненты, присущие и натуральному чаю, — танины, кахетины, кофеины, флавоны, различные эфирные масла. В качестве сырья пригодны ромашка, листья малины, земляники, ежевики, черники, смородины, мята перечная, материнка (душица обыкновенная), чабрец ползучий, зверобой, цвет липы, плоды шиповника, горец птичий (спорыш обыкновенный), эхинацея и др. Основным критерием качества сырья для производства фиточаев является содержание в нем биологически активных веществ, поэтому часть растений заготовляют в период максимального накопления таковых:
листья — в начале цветения, хотя это вполне можно делать с момента достижения ими нормального размера и до отмирания;
траву — в начале цветения или при полном цветении;
цвет и соцветия — в фазе цветения, лучше всего — в начале;
плоды — после полного дозревания;
ягоды — немного раньше полного дозревания, так как перезревшие они теряют товарный вид, а кроме того, возникают проблемы с сушкой.

Заготовляют сырье только в сухую погоду, потому что во влажном состоянии оно плохо поддается сушке. Не рекомендуется собирать загрязненную растительность, произрастающую вдоль автомагистралей и накопившую множество вредных веществ вроде свинца, а также пораженную вредителями и различными болезнями.

Заготовленное сырье должно находиться в таре не более 3-4 ч: в течение этого времени его необходимо перебрать и устранить максимально возможное количество посторонних примесей (отмершие части растений, камешки, земля). После этого сырье поступает на сушку, целью которой является удаление влаги, прекращение процессов жизнедеятельности и действия ферментов. Чем быстрее было высушено сырье, тем выше, в конечном итоге, его качество.

“в тени” — для окрашенных частей растений и содержащих летучие вещества;
“солнечная” — для неокрашенных частей растений;
“искусственная” с использованием специальных сушилок — для любого сырья (наиболее эффективная, так как позволяет подобрать оптимальный температурный режим).

Особое значение имеет транспортная тара для сырья. Она должна соответствовать ГОСТ 6077-80, т.е. быть чистой, сухой, крепкой, однородной, без посторонних запахов. Перечисленным требованиям отвечают тканевые, бумажные и полиэтиленовые мешки, бумажные пакеты, тюки в форме ящика, фанерные и гофрокартонные ящики.

Склад для хранения растительного сырья должен быть сухим, чистым, хорошо проветриваемым, защищенным от амбарных вредителей и прямого солнечного света, от воздействия которого “сухостой” может обесцветиться. Для доставки к месту переработки необходимо использовать только крытый транспорт без посторонних запахов.

Сырье, кстати говоря, можно не только перерабатывать для поставки готовой продукции на внутренний рынок, но и весьма успешно экспортировать.

“Основные расходы на закупку сырья компания-производитель несет в конце лета — начале осени. Создание запасов на весь год — задача финансово непосильная, а вот на полгода — вполне выполнимая. Отечественное сырье стоит недорого, однако цены варьируются в широком диапазоне в зависимости от качества сырья, урожая и времени закупки.

С отечественным сырьем проблема другая — организовать заготовку так, чтобы не испытывать недостатка и иметь меньше сложностей с доводкой до нужных кондиций. Сегодня существует определенный вакуум: заготконторы советского “розлива” медленно умирают, а новые фермерские хозяйства еще только развиваются.

Для производства фиточаев необходимо обзавестись сушкой (для досушивания сырья), линией подготовки сырья (включающей измельчитель, просеиватель и купажирователь), смесителем, фасовочным и упаковочным автоматами. Кроме того, понадобится еще различное лабораторное оборудование.

Комплект нового импортного оборудования для производства фиточаев, как уже говорилось, стоит от $30 тыс. до $400 тыс. (с НДС). Цена линии зависит от состава оборудования и именитости производителя.

О технологии. Ее отправной точкой является входной контроль качества сырья. В зависимости от влажности сырье поступает на досушивание или сразу на измельчение.

Отдельным партиям сырья присваивают индивидуальные номера, чтобы можно было отладить технологический процесс с учетом качественных показателей. Измельченное сырье возвращают на склад, а при необходимости — направляют в производство. Если рецептура сложная (плодово-ягодная), то ее компоненты купажируют — сиречь смешивают.

Полученную смесь отправляют на упаковочный аппарат, где фасуют либо насыпью в полипропиленовые пакеты, либо “порционно” в фильтр-пакеты. Пакетированный фиточай раскладывают в картонные коробочки, которые датируют днем выпуска продукции. Каждую коробочку заворачивают в полипропиленовую пленку и укладывают в ящик. В каждую коробочку можно вложить ярлык с индивидуальным номером рабочего для последующего контроля.

Фиточаи можно упаковывать в прозрачные пакеты относительно большого развеса (около 100 г) и порционно (картонные коробочки с пакетированной продукцией). Пакетированный фиточай является более ходовой позицией, однако здесь возникает проблема обеспечения упаковочными материалами. 1 т импортного картона необходимого качества обходится производителю в EUR1200 (с НДС) и более. Фильтр-пакеты стоят $6-9 за 1 кг (с НДС), причем цена зависит от способности материала пропускать микрочастицы. Полипропиленовая пленка для оборачивания коробочек может быть и отечественной — тогда ее стоимость составит от 12 грн. за 1 кг (с НДС).

На рынке фиточаев небрендированному товару делать нечего — конкуренты затопчут и не заметят. Поэтому необходимо сразу же приготовиться к расходам на разработку корпоративного стиля и регистрацию торговой марки.

При формировании ассортимента фиточаев необходимо исходить из принципа разумной достаточности. Исследования показали, что расширение ассортимента на 1-2 позиции (при наличии 8-10 позиций) приводит к росту потребления предлагаемого производителем чая всех видов на 4-5%. Приходя в магазин и видя широкий ассортимент, покупатель не ограничивается одной упаковкой, а берет несколько. Однако место на полке в магазине не безгранично, поэтому необходимо сконцентрироваться на наиболее ходовых позициях.

Для обслуживания технологической линии по производству фиточаев необходимо 10-12 рабочих и 1-2 сменных технолога. Что касается “белых воротничков”, то их количество определяется организационной структурой компании и масштабами ведения хозяйственных операций.

Решение производственных вопросов на этапе создания бизнеса — дело непростое, но посильное. Намного сложнее наладить реализацию продукции. На начальном этапе развития начинающему “фиточайнику” стоит поставить во главу угла информационно-разъяснительную работу: участие в выставках, размещение статей в прессе, проведение дегустаций. Конечная цель (первая главная) — повышение уровня осведомленности и конечных потребителей, и потенциальных деловых партнеров относительно полезных свойств фиточаев. Сложность в продвижении фиточаев на рынок состоит в том, что они не являются стратегическим продуктом для оптовиков. Они рассматриваются как сугубо ассортиментная позиция, на которой акцент не делается. Поэтому вторая главная цель маркетинговой стратегии — заинтересовать в фиточаях и оптовые структуры, и розницу.