Корень одуванчика растет под землей

Кривая предложения

Предложением называется количество блага, которое все производители могут и хотят произвести и продать в течение данного времени и при определенных условиях. Эти условия называются факторами предложения.

  • цена данного товара;
  • прибыльность товаров, являющихся «конкурентными» данному товару в производстве (фермер может выращивать картофель, а может — морковь);
  • прибыльность товаров, дополняющих данный товар в производстве (природный газ может добываться попутно с нефтью);
  • затраты производителей;
  • государственные налоги и дотации;
  • количество производителей;
  • цели производителей;
  • природные условия;
  • ожидания производителей.

Важно иметь в виду, что затраты производителей, в свою очередь, зависят от цен на используемые в производстве ресурсы и от производственных технологий. Поэтому четвертый фактор можно подразделить на 4а — цены ресурсов и 46 — технологии.

Предположим вначале, что все факторы предложения кроме первого (цена товара) являются заданными (неизменными). Это позволяет показать, как изменение именно цены товара воздействует на величину его предложения.

Закон предложения: чем выше цена данного товара, тем большее его количество производители хотят продать в течение данного времени и при прочих неизменных условиях.

1. Первый способ — при помощи таблицы. Составим таблицу зависимости величины предложения от цены, используя наугад взятые условные цифры (табл. 4.2).

Из таблицы видно, что при самой низкой цене (2 руб.) никто не хочет ничего продавать, а по мере возрастания цены величина предложения увеличивается; закон предложения тем самым соблюдается.

2. Второй способ — графический. Нанесем приведенные цифры на график, отложив величину предложения по горизонтальной оси, а цену — по вертикальной (рис. 4.5а). Мы видим, что полученная линия предложения (5) имеет положительный наклон, т.е. цена и величина предложения меняются в одном направлении: когда цена растет, растет и величина предложения, и наоборот. Это опять-таки свидетельствует о соблюдении закона предложения. Линейная функция предложения, представленная на рис. 4.5а — частный случай. Зачастую график предложения имеет вид кривой, как это видно на рис. 4.56, что не отменяет закона предложения.

3. Третий способ — аналитический, позволяющий показать функцию предложения в виде уравнения. При линейной функции предложения ее уравнение в общем виде будет:

Как всегда параметр а определяет точку пересечения линии предложения с осью Y. Экономический смысл этого параметра — минимальная цена, при которой предложение становится равно нулю. В то же время параметр b «отвечает» за наклон кривой предложения относительно оси X; чем он выше, тем наклон круче. Наконец, знак «плюс» в уравнении свидетельствует о положительном наклоне кривой, что характерно именно для кривой предложения. Если исходить из приведенных выше цифр, уравнение кривой спроса будет: Р = 2 + q.

Воздействие всех остальных факторов на предложение проявляется в сдвиге кривой предложения вправо — вниз при увеличении предложения и влево — вверх при его уменьшении. Убедимся в этом.

Возрастание предложения означает, что производители предлагают к продаже больше товаров, чем раньше при той же цене, а снижение предложения — наоборот. В первом случае линия предложения смешается из положения S0 в положение S1 а во втором — в положение S2 (рис. 4.6).

Как и в случае со спросом, экономисты различают понятия «предложение» и «величина предложения». Если к продаже предлагается больше или меньше товара вследствие изменения его цены, говорят об изменении величины предложения. На графике это отра- жастся движением по кривой предложения. Если же изменение производства и продаж происходит под воздействием всех прочих факторов, говорят об изменении предложения. На графике это отражается сдвигом кривой предложения.

Важнейшую роль в сдвигах кривой предложения играют изменения в затратах производителей. Дело здесь в том, что сама кривая предложения — это, по существу, кривая затрат. Ее положительный наклон обусловлен именно тем, что каждая дополнительная единица продукции требует для производства больших затрат, чем предыдущая.

Поясним это условным примером. Пусть в мире существуют три месторождения нефти. Для упрощения предположим, что на каждом из них можно добывать только по одному баррелю нефти — больше не позволяют природные факторы. Затраты, однако, на всех трех месторождениях разные. Дешевле всего добыча обходится на Ближнем Востоке, где затраты равны 5 долл. за баррель. У нас в Сибири затраты повыше — 10 долл. И, наконец, самая дорогая нефть добывается в Норвегии на шельфе Северного моря: там затраты равны 15 долл. за баррель. (Повторюсь, что все цифры условные.)

В таком случае, если бы мировая цена на нефть упала ниже 5 долл., никто не стал бы добывать нефть — цена не покрывает затраты. При повышении цены до 5 долл. за баррель добыча нефти стала бы минимально рентабельной только на Ближнем Востоке, а потому составила бы 1 баррель (нельзя забывать, что полные затраты на производство включают в себя и нормальную прибыль как компенсацию затрат предпринимательской деятельности — см. тему 2, п. 2.1). При цене 10 долл. добыча нефти стала бы рентабельной и в России, а, значит, всего было бы добыто 2 барреля. Наконец, при цене 15 долл. за баррель к добыче подключаются норвежцы, и общее производство составляет 3 барреля. Соединив эти три точки на графике, получим кривую предложения нефти на мировом рынке.

Теперь допустим, что по какой-либо причине затраты у всех производителей возросли на 5 долл. за баррель нефти. Теперь арабы будут добывать свою нефть только при цене 10 долл., россияне — при цене 15 долл., а норвежцы — при цене 20 долл. В связи с этим кривая предложения сместится вверх на 5 долл.

Абсолютно аналогичные результаты будут получены при обложении производителей налогом или выплате им государственной дотации. Поскольку налог увеличивает затраты, а дотация их снижает, постольку в нервом случае кривая предложения смещается влево — вверх, а во втором — вправо — вниз.

Те же сдвиги будут сопровождать и изменения в ожиданиях производителей. Пусть они ожидают, что цены на их товар скоро поднимутся. Тогда сегодня производители будут товар придерживать, продавая его меньше при любой нынешней цене. Кривая предложения, тем самым, уходит влево — вверх. В случае противоположных ожиданий все будет наоборот.

Рассмотрим в заключение, как изменение прибыльности одного товара влияет на предложение другого. Перед нами два рынка: моркови и картофеля. Пусть прибыльность производства моркови возросла, например, за счет повышения ее цены. При этом прибыльность производства картофеля осталась прежней. Вероятнее всего, фермеры в ответ увеличат выпуск моркови (величина ее предложения возрастает с q1 до q2 на рис. 4.7а). Но поскольку земля ограниченна, то посадки картофеля будут сокращены. В результате производство картофеля снизится при той же цене, т.е. линия его

Такой результат характерен для случая, когда товары как бы «конкурируют» друг с другом за используемые ресурсы (фермеры могут производить либо картофель, либо морковь). Все, однако, будет иначе, если товары дополняют друг друга в производстве. Добывая, например, нефть, «ЛУКойл» попутно добывает и природный газ.

Предположим, прибыльность добычи нефти возросла за счет повышения се цены. Величина предложения нефти, следовательно, увеличится. Но одновременно обязательно возрастет и предложение газа, хотя его прибыльность и осталась прежней. Тогда кривая предложения газа уйдет вправо — вниз. Соответствующие графики нарисуйте самостоятельно.