Корень одуванчика при лечении поджелудочной

Многое поменялось в нашем восприятии за последние десятилетия. Если раньше мы называли нетрадиционным все то целительство, которое не укладывалось в рамки советского здравоохранения, то теперь мы спокойно признаем, что могут мирно сосуществовать традиционные медицинские школы Востока и Запада, траволечение, аромо-, апи- и гирудотерапия и многое другое. Мы предлагаем вам новую тему: поддержание внутренней силы и восстановление потерянного здоровья путем использования древнекитайских знаний о природе человека. Нашим «гидом» согласился стать сотрудник Больницы мэрии Москвы врач высшей категории Сергей Петрович Колосок, получивший неоценимый опыт, обучаясь мастерству в далеком Китае.


«Говоря об источнике возникновения заболеваний, следует сказать, что это не небо посылает недуги на людей, а люди сами поражают себя. Разлад истинного начала чжэнь в человеке начинается в пробуждении желаний. Упадок духовных сил начинается с внешней красивости, и тогда происходит загрязнение изначальной чистоты. Когда начинают привлекать вещи происходит смута в сердце, в результате рассеивается ци. Смешивается внутреннее состояние, устремляясь к пище и наслаждениям, отчего нарушается целостность. Утомляется дух и соблазняется внешней формой, и в результате непорочная мудрость подвергается изъянам. В итоге, теряется истинная ци, потом появляется вредоносный холод и посредством пустоты поражает организм»


Личное уважение к главному редактору журнала, предложившему написать статью о восточной медицине, 15-летний опыт работы в качестве врача-рефлексотерапевта, мои восхищение и любовь к столь древнему и легендарному искусству врачевания послужили причинами для написания этой статьи. Хотя искренне считаю свои познания в этой области более чем скромными, однако оправдываю такое начинание глубоким сочувствием и желанием послужить болящим и разуверившимся в своем исцелении. Именно от отчаявшихся нередко слышишь горький упрек: «Да что может ваша медицина!» Но медицина «не виновата», когда не все ее возможности исчерпаны! И не победит врач в сражении с болезнью, если больной не на его стороне! Собственно, больной, или, если быть точнее, человек в состоянии болезни, и является альфой и омегой в медицине вообще и восточной в частности. Если хотите, он оказывается объектом борьбы созидательного начала с армией разрушительных для здоровья (и не только телесного) тенденций. В обозначенном противостоянии нам в помощь да будет сия «наука побеждать».
В задачи данной статьи, разумеется, не входит полное изложение теоретических построений традиционной китайской медицины и современных научных открытий в обсуждаемой области. Этому посвящено великое множество работ со времен зари цивилизации. Но для того чтобы отрекомендовать вас, уважаемые читатели, в эту бескрайнюю библиотеку, не стоило и упоминать о своем существовании. С нашим журналом вы снова отправляетесь в путешествие по таинственной стране, называемой Медициной, у которой, как и у всякой Божьей премудрости, есть начало и нет конца. Дерзну быть вашим проводником в ее «Китайскую провинцию». Один из образованнейших людей нашего времени, ныне покойный митрополит Леонтий на освящении больничного храма когда-то сказал: «Каждый народ на нашей прекрасной планете обладает особыми, ему свойственными, знаниями, в том числе, премудростью в медицине. И знаниями этими народы должны по-братски делиться, делая их достоянием всего человечества. В образуемой, таким образом, общей сокровищнице медицины, всегда найдется нужное средство для исцеления всякого болящего». Эти чудесные слова перекликаются со строками из тибетского медицинского трактата «Чжуд-Ши»: «О, друзья, знайте! Человек, желающий пребывать, не болея, или желающий преуспеть в постижении истины или же в обретении мирских благ, должен изучать науку врачевания. Человек, желающий избавить живые существа от страданий, причиняемых болезнями, должен изучать науку врачевания». Это призыв ко всем: к медикам и не медикам. Прекрасно и многообещающе! И поверьте, доступно для изучения и небесполезно в применении. На мой взгляд, оба эти положения важны и удивительно дополняют друг друга, как река дополняет море, впадая в него. С первым высказыванием (сравним его с морем), надеюсь, согласится каждый. Древние премудрости прежде надо исследовать и изучить, а изучив — применить, применив же в деле — получить пользу, и только тогда можно будет оценить вкус этой чистой и полезной воды. Итак, в путь, в путешествие по Поднебесной, вверх по реке китайской медицины к ее источнику.

Вот мы — незаметно для себя и как-то естественно — подошли к сравнениям, которыми так полна восточная мудрость. С чем, как не с водой, утоляющей жажду и освежающей тело, сравнима исконная, древняя медицинская наука, призванная избавлять человека от болезней?! Согласно древнекитайским представлениям, человеческое тело наполнено энергией, называемой ци или чи. Впрочем, энергия — это лишь одна из составляющих ци, так как из ци состоит все, что материально, пространственно расположено и чему начат временной отсчет. Но для лучшего понимания непривычной русскому уху информации, договоримся понимать под ци именно энергию, или жизненную силу, как этои понимается в основных руководствах по китайскому иглоукалыванию и прижиганию.

Различают внутреннюю ци человека и внешнюю ци, наполняющую природу. Представим себе арктическую стужу, которая заковала в ледяной панцирь целый океан. Это будет, согласно интересующей нас науки, энергия холода — одно из проявлений внешней ци. Там мало света, тепла и жизни. Впрочем, нет, жизни мы найдем предостаточно и во владениях Снежной Королевы, только все ее проявления выражают скорее протест, чем согласие с холодом. Короче говоря, чтобы не замерзнуть, необходимо иметь много внутреннего тепла (это повышенный обмен) и возможность сохранять его с помощью «спецодежды» в виде особого меха на значительной жировой основе. Можно выжить и иначе, но для этого придется замедлить и уменьшить все энергозатраты. В тропиках все наоборот. Там хозяйничает ци тепла, а их обитатели вынуждены оппонировать внешней жаре уже совсем иными аргументами. Это понятно, хотя случаются всем известные парадоксы, когда летом мерзнут, а зимой перегреваются.

Чтобы далее наше познавательное путешествие совершалось благополучно, сделаем привал, оглядимся и поразмышляем. Сказано: «Письмо не исчерпывает речь, речь не исчерпывает образа». Постараемся уяснить для себя некоторые восточно-медицинские постулаты. Мы уже знаем, что все в живой и неживой природе состоит из ци и обладает ци. Энергия света, тепла, рождения, подъема, направляющаяся вверх, стремящаяся к активной функции (в человеческой природе это мужское начало) есть Ян. Наоборот: холод, темнота, угасание, движение вниз, стремление к неподвижности, женское начало — есть проявления Иньской составляющей. Продолжать такую градацию можно до бесконечности, но довольно и этого, во всяком случае, пока.

На очереди наши органы, которые тоже хотят быть правильно понятыми, и первым в их ряду стоит, разумеется, сердце. Уже давно никто не шутит, что, мол, сколько раз хирурги вскрывали грудную клетку, сколько раз держали его — сердце — в руках, а души так никто из них не увидел. Но душа есть, и соединяется она со своим телом в сердечной области. В китайских медицинских трактатах ответственность за так называемую душевную энергию лежит именно на сердце. К слову, существуют и другие виды человеческой энергии — это умственная, питательная, дыхательная, защитная и первородная, то есть наследственная, о чем будет сказано в свое время. Помимо этого, сердце, как известно, контролирует кровь, поэтому снаружи его состояние отражается на цвете лица, а внутри — на состоянии артерий и вен. Несмотря на то что сердце является «Царским органом», на него тоже есть управа. Что же это за серый кардинал? Предлагаю вам самим назвать его. Уверен, по прочтении нескольких строк, вы сделаете это безошибочно и заодно откроете секрет взаимовлияния органов. Подсказкой будет уподобление в древнекитайской медицине сердца стихии огня.

Далее, за «Верховным правителем» следует «премьер-министр» — легкие. Они управляют дыханием и энергией, руководят деятельностью толстого кишечника и кожей, сами напрямую подчиняясь сердцу. А какими особенными функциями обладают почки? Во-первых, соответствие стихии воды (вот вам вторая подсказка), а следовательно, ответственность за водный обмен. Во-вторых, вместилище наследственной, т. н. первородной, энергии, источник всякого созидания в организме. Почки порождают силу и мощь, укрепляют волю. Вовне их потенциал проявляется состоянием волос, а внутри — костей. Затем в табели о рангах следуют подконтрольные премьер-министру представители «военного» ведомства. Это печень (начальник генштаба, стратег, разрабатывающий планы и принимающий решения), а также желчный пузырь (в чине генерала), который осуществляет пробивание заторов и поддержание внутренней чистоты. Печень хранит кровь и осуществляет ее регулирование, то есть отвечает за свободный ток крови, других жидкостей и энергии. Этот орган предпочитает порядок и не любит печали, скорби и сильного гнева. Печень контролирует работу мышц и связок, является оком организма, и внутренним и внешним, ибо орган зрения — глаза — отражают ее состояние.
И последним, но не менее важным, органом, является селезенка, вкупе с поджелудочной железой и желудком. Это корень — основа хранения и накопления. Она принимает, переваривает, преобразует и усваивает необходимые организму вещества из пищи, осуществляет их доставку к органам, препятствует накоплению лишней влаги. Из этого понятно, что она отвечает за питательную энергию организма. Избыточное питье и пища, многие лекарственные препараты, переутомление и упорное размышление вредят деятельности селезенки и в такой же мере — поджелудочной железы. Но когда мы видим яркие, полные, красивые губы, то не без основания можем предполагать у их обладателя хорошее здоровье вообще, «селезеночное», в частности. Неудивительно, что такой миролюбивый орган-труженик постоянно терпит притеснение со стороны привыкшей командовать печени. Но селезенка, в свою очередь, сдерживает влиятельные почки, подобно тому как земля превращает воду в грязь и останавливает движение реки.
Сложно и великолепно сотворен человек, все-то в нем правильно расположено и идеально взаимодействует, и сам он так гармоничен с природой. Но к сожалению, подобное справедливо не всегда и не ко всем, а скорее видится труднодостижимым идеалом. В жизни же иначе: люди подвергаются всякого рода напастям извне и от того заболевают. Видя внутренние нестроения организма, болезнь потирает руки, и уже стремится к предмету своего воздыхания — телу. Мы между тем подошли к важному пункту нашего путешествия, откуда открывается вид на причины человеческих страданий, связанных с болезнями. По одну сторону нам видны внешние патогенные факторы, это ветер, холод, сухость, влажность, жар. Они не похожи друг на друга и нападают на человека по-разному. Скажем, ветер, сухость и жар всегда поражают верхнюю часть тела. Отсюда и соответствующая симптоматика: головные боли, головокружение, повышенная температура, сухость во рту и жажда, заложенность носа и выделения из него, явления конъюнктивита и прочее. Влага предпочитает «наполнять» организм снизу, сама связывает по ногам и энергию опускает, приучает к метеозависимости. Холод сковывает все и вся, блокирует ток энергии, вызывает боль, онемение и многие другие беды. К внешним агрессорам, разумеется, относятся, и так называемые, биоклиматические патогенные энергии. Это возбудители инфекционных заболеваний, способные вести борьбу с человечеством в масштабах эпидемий, при благоприятных для них условиях, разумеется.

С другой стороны, причиной заболеваний могут стать неправильные питание и образ жизни, чрезмерные физические и психические нагрузки, травмы, неразумные мысли и загрязнение окружающей среды. Вред внутренним органам наносится из-за слишком активного воздействия пяти чувств, а именно радостью, раздражением, скорбью, меланхолией, страхом. В результате такого воздействия перестает функционировать ци желудка, после чего человек начинает утомляться, теряет меру в еде и питье, и, таким образом, наносится вред изначальной, врожденной ци. Тибетская медицина также указывает на то, что предпосылками к возникновению заболеваний могут быть:
• Незнание и нерадение о своем здоровье. Среди этой категории больных наибольший процент желающих, но не знающих как пополнить ряды здоровых. Поэтому, чтобы помочь этим несчастным, достаточно бывает указать на причину их болезней, научить правильному обхождению со своим организмом впредь и применить необходимое лечение.
• Потакание своим страстям и низменным устремлениям, порождающим всякого рода вредные привычки. В этом случае, для возвращения здоровья, от страдальца потребуется еще и упорная работа по исправлению себя. Представителям этой категории больных также не следует терять оптимизма, ведь сказано: дорогу осилит идущий.
• Отсутствие истинной доброты. Характерный представитель этого сообщества, так называемый «желчный» человек, с его чрезмерной раздражительностью, несгибаемым упрямством и самоотверженной агрессивностью.
Теперь, воздержимся от комментариев, ибо первый день нашего путешествия по бескрайним просторам страны врачевания, подходит к концу. Спасибо древним мудрецам, передавшим потомкам бесценное сокровище — функциональную, эффективную, и не такую уж загадочную «китайскую» медицину. Впереди нас ожидает много открытий в себе и вокруг нас, призванных верой и правдой стоять на страже имеющегося и возвращению утраченного здоровья.