Корень одуванчика от чего пить

  • концепция рассмотрения молодежи как возрастной группы, в рамках которой молодежь сводится к маргинальному слою общества, ожидающему полноценного статуса по достижении взрослого возраста;
  • концепция, в рамках которой молодежь исследуется с точки зрения охвата определенного жизненного цикла с упором на психофизические свойства молодости, предстающей биологической реальностью и в свою очередь являющейся также результатом социально-исторических и социокультурных процессов;
  • структурно-функциональный подход к исследованию молодежи (В. Райх, Г. Маркузе), в рамках которого молодежная группа рассматривается как система структурных позиций, заполняемых индивидами, вследствие чего приобретаются социальный статус и соответствующие социальные роли;
  • культурологический подход, представители которого (П. Бергер, Т. Лукман и др.) стремятся осмыслить мир молодежи в соответствии с конкретными представлениями, целями, поведенческими мотивами реально действующих индивидов, отражающимися в определенных типах культуры;
  • исследование молодежи в рамках теории общественного воспроизводства (В. И. Чупров), которая акцентирует внимание на функционировании и развитии молодежи как субъекта общественного производства и общественной жизни с ее основными социальными функциями — вопроизводственной, инновационной, трансляционной.
  • рискологичсский подход (Ю.А. Зубок), который приобретает актуальность в условиях, когда риск становится всеобщим основанием современности;
  • концепция социального конструирования реальности, основанная на принципах взаимосвязи объектно-субъектных характеристик молодежи и окружающей ее социальной реальности, определяющих групповую специфику молодежи, а также сам процесс конструирования ею социальной реальности;
  • концепция повседневности (Е. Омельченко, Е.Лукьянова и др.), изучающая разнообразные социальные практики молодежи (труда, досуга, потребления, формирующиеся вне взрослого контроля) как следствия различных значений и смыслов, значимых индивидуальных и групповых стратегий;
  • социально-воспроизводственный подход, предложенный в конце 1980-х гг., в соответствии с которым социальная сущность молодежи определяется становлением ее субъектности в общественном воспроизводстве и выявляются ее основные социальные функции: воспроизводственная, инновационная, трансляционная.

Мир молодежи — особый мир, познать который стремятся ученые разных областей научного знания — психологии, педагогики, демографии, права, политологии, философии, социологии, истории, культурологии, социальной психологии и др.

Социология молодежи — это отрасль социологии, предметом которой является молодежь как особая социальная группа. В любом обществе существует и проявляется проблема различия между поколениями: люди разного возраста, формировавшиеся как личности в разные исторические периоды, получившие разное воспитание и образование, не всегда способны к взаимопониманию. Суть извечного конфликта поколений сводится к тому, что в условиях социокультурной динамики формируются различные миры «отцов» и «детей», часто не находящие точек соприкосновения. Но «молодежь не хуже и не лучше среднего и старшего поколения, ее культура не лучше и не хуже иных культур. Молодежь — это принципиально иное социальное образование, ни с кем не сравнимое, а всякие сравнения оказываются некорректными». Эти слова характеризуют сущность межпоколенческих противоречий, возникающих в различных обществах и в различные времена.

Обычно наиболее активной стороной конфликта поколений выступает молодежь. Молодым часто свойственно острое неприятие того образа окружающего мира, который предлагают им родители, учителя и вообще люди старшего поколения. Это неприятие сопряжено с уверенностью в том, что действительность можно и необходимо переделать. В противоположность молодежи взрослым, имеющим значительный жизненный опыт, доподлинно известно, что мир переделать трудно, и поскольку к зрелому возрасту они добились определенных успехов и заняли те или иные статусные позиции, им более всего хочется сохранить действительность без существенных перемен.

Взрослые и молодежь часто затрудняются в поиске общего языка, который дал бы возможность более или менее конструктивного диалога. Взаимное отчуждение находит выражение в повышенно критическом, подчас неоправданно враждебном отношении представителей смежных поколений друг к другу. Молодые склонны винить поколение своих отцов во всех несовершенствах общества и исторических ошибках, а взрослые обвиняют молодежь в легкомыслии и иждивенческом отношении к жизни. Внешним обликом, одеждой, прической, увлечениями, манерой вести себя многие молодые стремятся обозначить свое отличие от «мира взрослых», подчеркнуть свое право на другое видение мира и понимание своего места в нем. Таким образом, в современном обществе молодые люди тяготеют к идентификации себя как членов особой социальной группы, в известной степени противостоящей «миру взрослых».

В традиционных обществах не существует молодежи как особой социальной группы. Подростки как мужского, так и женского пола, пройдя ритуал инициации в довольно раннем (по нашим представлениям) возрасте, сразу становятся равными по статусу другим взрослым своего пола. Современное общество в этом смысле организовано совершенно иначе: молодой человек в течение значительного времени, будучи формально равноправным членом общества, далеко не сразу становится таковым реально. Поэтому применительно к современному обществу говорят о молодежи как социальной группе, относительно отличающейся от взрослой части населения.

Возрастные границы выступают основным группообразуюшим критерием применительно к молодежи. Различные общества в истории человечества по-разному понимали и понимают социальный возраст индивида. Например, в традиционных обществах молодые индивиды проходили ритуальную инициацию в совершенно детском с нашей точки зрения возрасте — примерно в 12-13 ле г, после чего считались взрослыми мужчинами и женщинами и могли вести соответствующий образ жизни. В современной социологии молодежи среди ученых не выработано единого мнения по поводу возрастных рамок молодежи. Например, в российской действительности приняты границы социальной группы молодежи 15-29 лет. При этом целостный процесс социализации и индивидуализации молодежи распадается на временные этапы, которым соответствуют такие типы молодежи: подростки — до 18 лет, собственно молодежь — 18-24 лет и молодые взрослые — 25-29 лет.

В социологической классификации молодыми считаются те, кто еще не имеет полного статуса взрослых в общественной или личной сфере, однако и детьми их уже не назовешь, из-за чего их положение является в какой-то степени маргинализованным, неопределенным в обществе, что рождает множество проблем молодежного характера.

К. Манхейм очень тонко подметил эту характеристику молодежного возраста, отмечая, что «быть молодым означает стоять на краю общества, быть во многих отношениях аутсайдером».

На современном этапе развития общества понятие молодости несколько трансформировалось, что связано с учетом некоторых социально-психологических характеристик помимо биологических, вследствие чего в ряде нормативных документов России на законодательном уровне период молодости продлен до 35 лет (например, при определении понятия «молодая семья»).

Молодежные проблемы невозможно рассматривать в отрыве от общественных и глобальных мировых процессов, поскольку молодежь не является саморазвивающейся системой и включена во все многообразие структур и отношений общества, будучи его неотъемлемой частью.

Современное сложное и дифференцированное общество выдвигает усложнившиеся требования к образованию, знаниям, навыкам и умениям своих членов. Поэтому социальная адаптация и социализация молодого индивида, приобретение им образования и определенного социального капитала занимают длительное время. Специфика молодежи как особой социальной группы в современном обществе заключается в том, что все ее члены в своей жизни находятся в процессе формирования своей социальной личности, раскрытия и реализации своего социального потенциала. Большинство молодых людей, в первую очередь студенты и учащиеся, не имеет собственного социального статуса, и их место в статусной структуре общества определяется социальным положением родителей или своим будущим статусом, связанным с получением профессии. В то же время, если статус взрослого человека всецело определяется его профессиональной востребованностью, объемом накопленного социального капитала и реально занимаемым положением в статусной структуре, то молодой индивид часто помимо основного занятия включен в структуру неформальных отношений, участвуя в молодежных движениях, субкультурных образованиях, политических, религиозных или иных организациях, и этот неформальный статус имеет для него существенное значение.

Наконец, молодежь в силу того, что она находится в процессе становления (социального, психологического, мировоззренческого), в большей степени, чем другие возрастные группы, подвержена различным социально-экономическим, политическим, идейным, культурным влияниям, более непосредственно и активно реагирует на них, что способствует поддержанию высокого уровня неопределенности ее социального поведения, подвижности ценностных ориентаций. Все эти специфические особенности молодежи как социальной группы определяют в целом ее сложный, проблемный характер. В настоящее время социология молодежи — это отдельная частносоциологическая дисциплина, отпочковавшаяся от общей социологии относительно недавно, в конце 1960-х — начале 1970-х гг. Необходимость конституирования социальной науки о молодежи в отдельную отрасль была осознана мировым научным сообществом в результате потрясения, вызванного массовыми молодежными волнениями конца 1960-х гг. Они определили радикальный пересмотр обществом отношения к молодежи, признание се в качестве отдельной, мощной, трудноуправляемой социальной силы, требующей внимания к своим невыдуманным, объективно существующим, весомым проблемам.

  • общие социально-групповые характеристики молодежи — границ и структуры ее как группы, основные тенденции динамики, социально-демографические показатели;
  • основные качественные параметры существования молодежи в обществе — условия и особенности прохождения процесса социализации;
  • специфика образа жизни и моделей поведения молодых людей в зависимости от их принадлежности к различным социальным стратам;
  • реальные статусные позиции и социальные роли молодежи в структуре общества;
  • характер и направленность социальной мобильности;
  • особенности и динамика изменений ценностных ориентаций и поведенческих мотиваций молодых, в том числе в контексте межгенерационного взаимодействия;
  • возможности самореализации молодежи применительно к конкретным социокультурным и политико-экономическим условиям.
  • концепция рассмотрения молодежи как возрастной группы, в рамках которой молодежь сводится к маргинальному слою общества, ожидающему полноценного статуса по достижении взрослого возраста;
  • концепция, в рамках которой молодежь исследуется с точки зрения охвата определенного жизненного цикла с упором на психофизические свойства молодости, предстающей биологической реальностью и в свою очередь являющейся также результатом социально-исторических и социокультурных процессов;
  • структурно-функциональный подход к исследованию молодежи (В. Райх, Г. Маркузе), в рамках которого молодежная группа рассматривается как система структурных позиций, заполняемых индивидами, вследствие чего приобретаются социальный статус и соответствующие социальные роли;
  • культурологический подход, представители которого (П. Бергер, Т. Лукман и др.) стремятся осмыслить мир молодежи в соответствии с конкретными представлениями, целями, поведенческими мотивами реально действующих индивидов, отражающимися в определенных типах культуры;
  • исследование молодежи в рамках теории общественного воспроизводства (В. И. Чупров), которая акцентирует внимание на функционировании и развитии молодежи как субъекта общественного производства и общественной жизни с ее основными социальными функциями — вопроизводственной, инновационной, трансляционной.
  • рискологичсский подход (Ю.А. Зубок), который приобретает актуальность в условиях, когда риск становится всеобщим основанием современности;
  • концепция социального конструирования реальности, основанная на принципах взаимосвязи объектно-субъектных характеристик молодежи и окружающей ее социальной реальности, определяющих групповую специфику молодежи, а также сам процесс конструирования ею социальной реальности;
  • концепция повседневности (Е. Омельченко, Е.Лукьянова и др.), изучающая разнообразные социальные практики молодежи (труда, досуга, потребления, формирующиеся вне взрослого контроля) как следствия различных значений и смыслов, значимых индивидуальных и групповых стратегий;
  • социально-воспроизводственный подход, предложенный в конце 1980-х гг., в соответствии с которым социальная сущность молодежи определяется становлением ее субъектности в общественном воспроизводстве и выявляются ее основные социальные функции: воспроизводственная, инновационная, трансляционная.

На базе социально-воспроизводственного подхода были разработаны такие известные в отечественной социологии молодежи концепции, как: социальной интеграции молодежи, ее гражданской идентификации, управления конфликтами в молодежной среде, воспроизводства малого предпринимательства в России. В концепции общественного воспроизводства молодежь является основным источником воспроизводства общества и одновременно его отражением во всех проявлениях на экономическом, политическом, культурном уровне. Будучи неотъемлемой частью социума, молодежь испытывает на себе все общественные и глобальные изменения, процессы, воспроизводя интернализированные ценности и образцы поведения в своей социальной деятельности. Поэтому исследование молодежи, ее системы ценностей, социального потенциала и самочувствия, духовного мира необходимо проводить в контексте социального развития и динамики социума в целом.

Современная молодежь, реализуя свои основные функции как социальной группы — воспроизводственную и инновационную, становится субъектом общественного производства и общественной жизни, обеспечивая тем самым и собственное развитие, и развитие общества.

При этом общество не может быть индифферентно к процессу развития молодежи, определяющему и общественное развитие, так как от характера общественного воспроизводства во многом зависит возникновение альтернатив развития молодежи. Через общественные институты общество может поддерживать одни альтернативы развития молодежи и препятствовать другим, формируя направленность общественного развития молодежи. Таким образом, молодежь, являясь субъектом общественного воспроизводства, в то же время зависит от самого общества, от вектора общественного развития и выбора, который предоставляет данное общество его молодым субъектам.

В современном российском обществе, претерпевающем период системной социетальной трансформации, молодежь является одной из наиболее социально незащищенных групп и в первую очередь испытывает на себе как позитивные, так и негативные эффекты происходящих перемен.

Результаты крупномасштабного социологического исследования «Молодежь новой России: образ жизни и ценностные приоритеты», проведенного Институтом социологии РАН, позволяют разбить молодежь на ряд групп согласно их жизненным притязаниям:

  • «семейные» (13%) — молодые люди, которые говорят в первую очередь о том, что хотят и считают, что им по силам создать прочную семью и воспитать хороших детей;
  • «труженики» (17 %) — та часть молодежи, которая заявляет о том, что им по силам получить хорошее образование, престижную и интересную работу, заниматься любимым делом;
  • «предприимчивые» (20 %) — россияне в возрасте от 17 до 26 ле г, которые утверждают, что они в силах добиться создания собственного бизнеса, посещения разных стран мира, достижения богатства и материального достатка;
  • «гедонисты» (10 %) — молодые россияне, которые в первую очередь рассчитывают иметь много свободного времени и проводить его в свое удовольствие;
  • «максималисты» (19 %) — молодые люди, которые рассчитывают достичь успехов практически во всех сферах. Данная группа не является более молодой, чем другие, и ее стремления нельзя назвать юношеским максимализмом. Возрастное распределение внутри нее соответствует распределению среди молодежи в целом;
  • «карьеристы» (6 %) — молодежь, которая полагает, что ей по силам достичь результатов во многих сферах жизни, но не стремится жить в свое удовольствие или быть самому себе хозяином. По сути они в чем-то схожи с «предприимчивыми». Но если для последних бизнес — больше работа и возможность обеспечить себе безбедное существование, то для первых это еще и возможность реализации честолюбивых планов — стать известными, обладать властью и т.д.;
  • «отчаявшиеся» (5 %) — молодежь, которая не видит в себе сил достичь тех или иных успехов;
  • «тщеславные» (1 %) — молодые люди, которые рассчитывают стать знаменитыми, сделать карьеру и иметь доступ к власти.

Предмет социологии молодежи включает в себя изучение влияния преобразований в целом и в различных аспектах на социодинамику молодежи, образ и стиль ее жизни и модели поведения, изменения в ее системе ценностей, степень открытости общества для восходящей мобильности. Кроме того, социология молодежи занимается исследованием проблем молодежи как мощного ресурса социально-политической активности, как социальной группы, обладающей наиболее высоким потенциалом протеста и соответствующим уровнем инициативности, что особенно актуально в переломные периоды жизни общества.

В настоящее время в России из-за значительного имущественного и социального расслоения принадлежность к той или иной страте практически всецело определяет жизненные перспективы и возможности самореализации молодых людей. С одной стороны, уже можно говорить о сформировавшейся очень узкой замкнутой элитной группе «з