Корень одуванчика для беременных

Женщины фактически вытеснены из активной политической жизни, из структур власти, отстранены от участия в разработке стратегии развития.

Среди женщин, состоящих на государственной службе, руководящие должности занимают не более 10%. Женщинам отводятся должности второго, третьего плана, связанные преимущественно с исполнительскими и техническими функциями.

В числе глав субъектов РФ впервые появилась единственная женщина — губернатор Санкт-Петербурга. В 2003 г. только 3 из 89 региональных законодательных собраний возглавляли женщины.

  • Сокращение продолжительности жизни населения России в результате роста смертности за период 1989/90-2003 гг. составило у женщин 2,4 года (с 74,4 до 71,99 лет), у мужчин — 5,2 года (с 64,0 до 58,82 лет).
  • Разрыв в продолжительности жизни мужчин и женщин в России сегодня самый значительный в мире — 14 лет.
  • Падение рождаемости. Из каждых 26 женщин детородного возраста рожает только одна.
  • Ухудшение состояния здоровья беременных женщин.
  • Быстрое половое созревание и раннее начало половой жизни привели к появлению феномена «подросткового материнства».
  • На фоне позитивной динамики в снижении показателей материнской смертности ее уровень остается еще достаточно высоким и в несколько раз превышает среднеевропейский уровень.

При переходе к рыночным отношениям произошли крупные изменения в сфере занятости всего населения, включая женщин. Из 12 млн потерявших за период 1991-1998 гг. работу 8 млн составили женщины. Сейчас в народном хозяйстве 49% женщин из всех работающих.

Высокий удельный вес женщин типичен для разных категорий российских безработных. Особенно он велик в группах социального риска: у женщин, воспитывающих несовершеннолетних детей, а также инвалидов детства; у одиноких женщин; у многодетных женщин.

  • необходимость предоставления ей льгот как матери малолетних детей;
  • работодатель обязан соблюдать ограничения, обусловленные психофизиологическими особенностями женского организма;
  • несоответствие основных профессионально-квалификационных и социально-экономических характеристик женской рабочей силы предъявляемым требованиям.

Формы насилия в отношении женщин весьма разнообразны — сексуальные преследования на рабочем месте и в семье, принуждение к проституции, изнасилование, убийство на сексуальной почве, торговля «живым товаром». В результате издевательств и истязаний со стороны собственных мужей ежегодно погибает около 15 тыс. женщин, более 50 тыс. получают телесные повреждения. В среднем из каждых 100 замужних женщин 79 знакомо хотя бы одно из проявлений психологического насилия; 54 подвергались как минимум одной из форм экономического насилия; к 50 мужья применяли физическую силу и 23 подвергались насилию сексуальному.

Распространение криминального бизнеса, сутенерства, проституции способствует увеличению таких преступных действий, как вовлечение в эту деятельность несовершеннолетних.

В соответствии с Указом Президента РФ «О первоочередных задачах государственной политики в отношении женщин» от 4 марта 1993 г. осуществление целостной государственной политики по улучшению положения женщин признано одним из приоритетных направлений социально-экономической политики государства. Успешной ее реализации могут способствовать:

  • меры но созданию иной системы образования, ориентированной на повышение конкурентоспособности женской рабочей силы, привлечение женщин в образовательные учреждения с целью совершенствования базовой подготовки, повышения квалификации, освоения новых профессий;
  • система экономического стимулирования, поощрения предприятий всех форм собственности, сохраняющих и создающих рабочие места для женщин, в том числе реализация возможности работать неполный рабочий день;
  • создание специальных консультационно-правовых служб, центров социально-психологической адаптации, специальных банков данных о рабочих местах для женщин в службах занятости;
  • поддержка женского предпринимательства социальными, экономическими мерами;
  • организация и развитие социальных услуг, позволяющих женщинам совмещать родительские обязанности с трудовой и общественной деятельностью, в том числе посредством расширения сети учреждений по уходу за детьми;
  • развитие сферы социального обслуживания населения.

При Президенте России с ноября 1993 г. работает Комиссия по вопросам женщин, семьи и демографии — коллегиальный совещательный орган по формированию и координации государственной политики, направленной на достижение равных прав и возможностей женщин и мужчин, улучшение положения женщин, поддержку семьи, решение проблем демографии в России. В Государственной Думе образован Комитет по делам женщин, семьи и молодежи.

Учитывая рекомендации Всемирной конференции по положению женщин (Пекин, 1995 г.), при Правительстве РФ на принципах социального партнерства работает Комиссия по вопросам улучшения положения женщин, основной задачей которой является обеспечение согласованных действий органов исполнительной власти всех уровней.

Большую координационную работу по формированию и реализации программ улучшения положения семьи, женщин и детей выполняет соответствующий департамент Министерства здравоохранения и социального развития. Развивается сеть учреждений по оказанию социальных услуг семьям, женщинам, детям; они имеют свой бюджет, предусматривающий финансирование семейных, женских и детских программ, отраслевую систему подготовки кадров, научного обеспечения, внебюджетные фонды.

При Министерстве здравоохранения и социального развития образован постоянно действующий «круглый стол» женских общественных объединений и некоммерческих организаций.

В 2003 г. в Государственной Думе прошел первое слушание законопроект «О государственных гарантиях равных прав и свобод и равных возможностей мужчин и женщин в Российской Федерации». В 2003 г. была разработана тендерная стратегия РФ.