Когда заготавливать корни одуванчика и лопуха

Цели.

  • Обсудить с родителями проблему формирования экологической культуры ребёнка.
  • Продемонстрировать родителям достигнутые успехи в развитии экологического воспитания во внеклассной и учебной деятельности.
  • Способствовать повышению роли семьи в воспитании у детей любви к природе, формированию правил экологически грамотного взаимодействия с окружающей средой.

Оборудование: фотообои с летней природой; выставка детских книг о природе; плакаты; таблица-схема «Что даёт природа человеку»; фонограмма «Звуки природы».

1. Приглашение родителей на собрание.
2. Организация конкурса детских рисунков и поделок из природных материалов.
3. Фотогазета «Друзья природы». (Фотографии с экологических праздников, подготовленных на занятиях кружка).
4. Подготовка с детьми экологической сказки «Колобок».
5. Подготовка памяток для родителей «Правила поведения в лесу».
6. Подготовка выставки книг и журналов на тему « Любить, ценить и охранять».
7. Оформить плакаты:

  • «Человек, который понимает природу, — благороднее, чище». Л. М. Леонов.
  • «Надо иметь не только глаз, но и чувствовать природу. Надо слышать её музыку и проникаться её тишиной». И.И. Левитан.

Звучит фонограмма «Звуки природы». Присутствующие рассматривают выставки, принимают участие в определении лучшего детского рисунка и поделки из природного материала. Родители занимают места за круглым столом.

Человек стал человеком, когда услышал шёпот листьев, песню кузнечика, журчание весеннего ручейка, звон серебряных колокольчиков, пение птиц в бездонном летнем небе, завывание вьюги, ласковый плеск воды и торжественную тишину ночи – услышал и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет эту чудесную музыку жизни.

Сегодня мы на родительском собрании поговорим об этом красивом, безграничном и живом мире природы, а самое главное – вместе подумаем о том, как можно в школе и в семье воспитывать у детей чувство любви к этому миру, как охранять Землю – наш большой дом, в котором мы живём.

— Приходилось ли вам вместе с ребёнком сажать деревья, заготавливать корм для зимующих птиц. Кормить их, собирать лекарственные травы?

Цели.

  • Воспитание любви к природе.
  • Привлечь внимание детей и их родителей к проблеме охраны окружающей среды.
  • Формировать опыт взаимодействия ребёнка с природой и экологическую культуру.
  • Научить правильно оценивать свои поступки и поступки окружающих с точки зрения экологии.

Оборудование: фонограммы песен, рисунки – схема экологической тропы, листики с буквами, рисунки лесных цветов, гербарий растений, рисунки лекарственных растений, рисунки для конкурса «Лесной компас», карточки с экологическими задачами, медали учащимся «Бывалому туристу», «Начинающему туристу», памятки «Правила поведения в лесу».

Я приглашаю детей и родителей отправиться в лес. Перед вами план нашей экологической тропы. Путешествуя по ней, мы будем говорить не только о красоте природы, её жителях, но поговорим и о бережном отношении к Земле – к дому, в котором мы живём. Кроме этого, мы должны серьёзно подумать, что угрожает нашей планете, с чем нужно нам бороться всем вместе, чтобы наша Земля была чистой и красивой.

(Группа ребят читает стихи.)

  1. Наша планета Земля очень щедра и богата,
    Горы, леса и поля – дом наш родной, ребята!
  2. И, конечно, тревожно, что, порой, мы безбожно
    Не храним, что имеем, не щадим, не жалеем.
  3. Ни за что не в ответе, будто самую малость
    Нам на этой планете жить и править осталось.
  4. Мы – не гости на планете, и Земля – наш дом,
    Будет в нём светло и чисто, если мы спасём:
  5. И прозрачные озёра, и еловый лес,
    И цветных полей узоры, и речной простор.
  6. Давайте будем беречь планету,
    Другой такой на свете нету.
  7. Развеем над нею и тучи, и дым.
    В обиду её никому не дадим.
  8. Беречь будем птиц, насекомых, зверей,
    От этого станем мы только добрей!
  9. Украсим всю Землю цветами, садами…
    Все. Такая планета нужна нам с вами!

Вот первая неожиданность. Представьте, что перед вами топкое болото, преодолеть которое можно, только прыгая с «кочки» на «кочку» поодиночке. (На пути расставлены «кочки» — круги из картона.) А на той стороне болота находится засыпанный листвой родник, на каждом листочке написана буква. Турист, преодолев болото, должен взять один листок, расчищая родник, и вернуться на место. Когда соберёте все листочки, составьте слово из букв, написанных на листочках. Это слово – название вашей команды. Итак, начали! (Команды выполняют задание.)

В конкурсах за каждый правильный ответ команды будут получать карточки с соответствующим числом «км». В конце игры подведём итог: кто пройдёт больше «км», та группа и будет победительницей.

(Команды по очереди отгадывают загадки и получают за правильный ответ карточку «1 км».)

  1. Он в походе всем нам нужен, он с кострами очень дружен,
    Можно в нём уху сварить, чай душистый вскипятить. (Котелок.)
  2. В деревянном домике проживают гномики.
    Уж такие добряки – раздают всем огоньки. (Спички.)
  3. Я маленький, да удаленький,
    Стоит на меня взглянуть,
    И тотчас узнаешь путь. (Компас.)
  4. Два ремня висят на мне, есть карманы на спине.
    Коль в поход идёшь со мной, я повисну за спиной. (Рюкзак.)
  5. Я горячее храню, я холодное храню,
    Я и печь, и холодильник вам в походе заменю. (Термос.)
  6. Этот глаз – особый глаз, быстро взглянет он на вас,
    И появится на свет самый точный ваш портрет. (Фотоаппарат.)

Задания для команды «Рюкзак».

  • Обильная роса утром, днём будет……….погода. ( Хорошая.)
  • Ворон каркает к ……….. (дождю).
  • Если мошкара вьётся кругами – к ………. (хорошей) погоде, лезет в лицо – к ……….(дождю).

Задания для команды «Компас». Ласточки летают низко над землёй к ………. (дождю).

  • Идёт дождь, и на лужах пузырьки. ( Дождь будет идти долго.)
  • Воробьи купаются в пыли или в луже. ( Будет дождь.)>
  • Когда ты входишь в лес,
    Где чистым воздухом приятно так дышать,
    Есть в травах и цветах целительная сила
    Для всех умеющих их тайну разгадать.

    Ребята, мы остановились на лесной опушке. Это самое красивое место, где растёт много различных цветов. Попробуйте по описанию узнать, о каком цветке говорится. (Команды по очереди отгадывают загадки.)

    1. Девчонки – невелички, а сердце золотое,
      Пушистые реснички сияют белизною,
      На ветру качаются, всем улыбаются. ( Ромашка.)
    2. Белым шариком пушистым я красуюсь в поле чистом.
      Дунул лёгкий ветерок – и остался стебелёк. (Одуванчик.)
    3. То фиолетовый, то голубой, он на опушке встретится с тобой.
      Звонким названием он наделён, но никогда мы не слышали звон. ( Колокольчик.)
    4. Какой цветочек маленький, знаем мы с тобой –
      Не беленький, не аленький, а бледно-голубой.
      У ручейка лесного виднеется чуть-чуть,
      Его названье вспомни и после не забудь. ( Незабудка.)
    5. Как называется небольшой жёлтый цветочек, с виду безобидный, но на самом деле опасный и ядовитый. ( Лютик.)
    6. Какой цветок получил название «дикая рябинка»? ( Пижма.)

    Лес, как сказочное царство, там кругом растут лекарства
    В каждой травке, в каждой ветке – и микстура, и таблетки.
    Нужно только не лениться, нужно только научиться
    Находить в лесу растения, что пригодны для лечения!

    Для вас, уважаемые родители, загадки о лекарственных растениях. Отгадайте их и назовите, для чего принимают эти растения в лечебных целях. (2 км)

    ( Брусника – при высокой температуре; клюква – при высокой температуре, ангине; чёрная смородина – при заболевании горла; морошка – средство от кашля; ромашка – при заболевании горла…)

    Лекарственные растения приносят большую пользу людям, поэтому относитесь к ним бережно: не вырывайте растения с корнем, не собирайте растения на одном месте, часть их оставляйте в природе.

    2). У этого зверя два основных способа защиты от врагов: маскировка и ноги. Он не просто убегает от опасности, а выбирает самый короткий путь к спасению. Но случается, что не помогают ни хитрость, ни быстрота, тогда он падает на спину и обороняется сильными задними ногами.

    3). Этот зверёк умеет прекрасно маскироваться, у него острые зрение, слух, обоняние. А как он танцует! Поднимается на задние лапы и ходит в таком положении мелкими шажками. У людей этот танец получил название «фокстрот». Питается зверь насекомыми, грызунами, птицами, зайцами.

    4). Этот зверь очень подвижный и ловкий: может быстро бегать, делать большие прыжки, влезать на деревья и плавать. В гору бежит быстрее, чем по равнине. По лесу шагает осторожно, старается не шуметь, лапы ставит немного внутрь.

    Мы идём во лесок, будь внимателен, дружок. (Ходьба.)
    Впереди ручеёк, перейти – вот мосток. (На носочках.)
    Пробирайся осторожно – замочить здесь ноги можно. (Высоко поднимают ноги.)
    Мы попрыгаем немножко по извилистой дорожке. ( Прыжки.)
    Как услышим в небе гром, спрячемся мы под кустом. ( Приседают.)
    Будем медленно идти – дождь настигнет нас в пути. ( Лёгкий бег.)
    Мы пришли с тобой, дружок, во дремучий во лесок. ( Ходьба.)

    1). Вымытые и просушенные клубни закапывают в горячую золу.
    2). В большую жестяную банку или ведро насыпают чистый сухой песок, зарывают в него картошку и обкладывают его горячими углями. Примерно через час картошка будет готова.

    2. Как испечь в походе рыбу, если нет посуды? ( Насадить рыбу на деревянные или металлические пруты и поместить над горящими углями костра.)

    Этот конкурс для настоящих туристов, которые не боятся заблудиться и всегда знают, как найти дорогу домой. ( Каждая команда получает по 2 рисунка.) Вам нужно объяснить, как можно в лесу определить, где «С», а где «Ю», с помощью подсказки на картинках.

    В лесу много тайн и секретов, но открывает он их только тем, кто приходит в лес с добром. Не забывайте об этом! Важно не только самому встать на защиту живой природы. Важно убедить в этом своих товарищей.

    Сейчас вы, ребята, будете оценивать ситуации, что в них сделано не так. А родители дополнят и исправят ваши ответы, если в этом возникнет необходимость.

    — Зачем здесь? Идём вон под то дерево, там уютнее, — возразили девочки. Мальчики выкопали под деревом ямку, землю откинули подальше, чтобы не мешала.

    Помните! Брошенный клочок бумаги разлагается 2 года, консервная банка – не менее 70 лет. Оставленный вами полиэтиленовый пакет будет лежать несколько сотен лет. А осколки банки или бутылки способны причинить вред даже через 2000 лет. А в солнечную погоду осколок стекла способен сыграть роль линзы и вызвать лесной пожар.

    2. Девочки пришли в лес за черникой. Ягод так много, что можно было, не сходя с места, набрать полную кружку. Когда кружки наполнились, а рты и губы почернели от ягод, одна из девочек сказала:

    Земля – наш большой дом, в котором мы все живём. А хозяин в этом доме – человек. И этот хозяин должен быть добрым и заботливым. Каждая команда выдержала все испытания. А теперь посчитайте, сколько «км» преодолела ваша команда.

    Ребятам команды – победительницы вручаются медали «Бывалому туристу», а второй команде, тоже успешно прошедшей путь, вручаются медали «Начинающему туристу». Родители получают памятки.

    1. Умей вести себя в лесу, на прогулке, за городом: не кричи, не пугай диких животных. Они любят добрых детей.
    2. Не рви цветы, за тобой пройдут сотни людей, и им тоже будет приятно видеть цветы.
    3. Не ломай зря деревьев, не делай на них вырезки. От этого они сохнут и погибают.
    4. Не лови ради забавы бабочек, стрекоз и других животных.
    5. Не сори в лесу. Убирай за собой мусор и стеклянную посуду. Пожар в лесу может возникнуть от брошенной стекляшки.

      Считать воспитание у детей любви к природе важнейшим направлением совместной деятельности учителя класса и родителей.
    • Провести совместно с детьми операцию «Чистый двор».
    • Родителям вместе с детьми сделать кормушки или домики для птиц.

    По материалам: festival.1september.ru