Когда выкапывать корни одуванчиков для лечение

США, реж. Бен Аффлек, в ролях: Бен Аффлек, Зои Салдана, Сиенна Миллер, Крис Купер, Эль Фаннинг, Брендан Глисон, Крис Мессина, Ремо Джироне, Роберт Гленистер.

Первая мировая изменила Джо Коглина: уехав в 1917-м году во Францию солдатом, он вернулся в Америку преступником, поклявшимся никогда более не выполнять ничьих приказов.

Но спустя десять лет «пришло время расплаты», совпавшее с самым кровавым годом в истории Бостона: ирландская мафия объявила войну итальянской, и так уж вышло, что Джо оказался меж двух огней…

«Закон ночи» не пересказать ни в двух словах, ни в паре абзацев; можно лишь дать вводную из пролога — и отправить будущего зрителя в свободное плавание.

Основанный на книге Денниса Лихейна («Таинственная река», «Остров проклятых», «Прощай, детка, прощай»), это фильм со сложной драматургией и множеством действующих лиц, большой криминальный роман, включивший в себя размышления не только о размытости границ Закона и обыденности терроризма, но и о неуместности расизма, опасностях веры и разногласиях между белой правящей элитой и иммигрантами всех мастей, наводнившими Америку.

Под видом рассказа о грабителе, ставшем большой шишкой благодаря отлаженным поставкам рома и замахнувшимся на открытие заведомо суперприбыльного казино, «Закон ночи» показывает нам страну, которой, быть может, уже нет, но из которой выросла другая страна, та, с которой мы имеем сегодня дело.

«Он глубоко пустил тут корни», — говорят в фильме про одного ловкача, на что Джо решительно отвечает: «Значит, пора выкапывать». Это кино — именно о тех американских корнях, которые выкопать не успели, забыли или вовсе даже не захотели; используя ставшую классической формулировку, оно о том, без чего Соединённые Штаты невозможно представить и ещё труднее понять.

Главный герой крутит здесь с девушкой мафиозного босса; не умея зарабатывать честным трудом, числит себя вне закона, но не считает гангстером; не боится ни грядущего кровопролития, ни обещанного ему адского пламени.

Когда он угрожает отрезать тебе голову и поиграть ею в боулинг — ему веришь; когда он предлагает выбор: «Лучше сядь на этот поезд — или мы положим тебя под него», — тут же спешишь за билетом. «Я осознал, что недостаточно нарушать законы, — говорит он. — Ты должен быть достаточно силён, чтобы установить свои».

Его принцип: «Пока я в игре, я хочу побеждать», — и потому на вопрос, хочешь ли ты работать на того, кто будет жить завтра, даже вооружённый человек даёт ему единственно верный ответ.

Сейчас уже даже не верится, что не так уж давно Бен Аффлек в подобной роли не вызвал бы ничего, кроме смеха. Но мускулистый альфа-самец настолько удачно перевернул тонущую карьеру, что теперь образ неустрашимого Джо Коглина сидит на нём как влитой.

«Закон ночи» — уже четвёртая его режиссёрская работа, и первая после названной Американской киноакадемией Лучшим Фильмом Года «Операции „Арго“». Накануне своего 45-летия он многим, безусловно, многое доказал — и теперь может разве что прислушиваться к отзывам критики, но никак их не опасаться.

И даже если эта его картина не настолько удачна, как предыдущая, это вовсе не отнимает у неё эпического масштаба, сравнимого, допустим, со скорсезевскими «Бандами Нью-Йорка».

Конечно, этот фильм непросто будет полюбить, но уважать его стоит, этого даже и просить не надо. Крупное полотно, достойное мастера — и если Джо благоразумно отказывался совместить ограбление с алкоголем, то вот Бен сейчас вполне заслуженно может выпить.