Когда собирать корни одуванчика для лечения

Экологическое воспитание дошкольников

И сейчас, если только всем миром осознаем то, что мы на краю гибели, и каждый, именно каждый, на своём месте, по крупицам, упорно и добросовестно будет восстанавливать, залечивать, выращивать добро, под корень искоренять зло, то, может быть, через десяток, а то и более лет природа вновь поверит нам, улыбнётся солнышком, прольётся живительными дождями.

Мы помним из далекого детства свои ассоциации, связанные с соприкосновением с природой. Мы бегали босиком по росистой траве, купались в чистых водах рек, озер, морей, резвились под теплыми дождями, с восторгом шлёпая по лужам, собирали полевые цветы, ходили в ночное, ловили рыбу, ели с каждого куста и с любого дерева всё, что было съедобно, радовались солнцу и снегу. Наверное, именно это и помогло нам мечтать, верить в светлое будущее. Но бедные наши дети! Каких невосполнимых богатств они лишены. Сейчас даже в самых отдаленных селениях люди не могут наслаждаться первозданной красотой природы. Везде человек приложил свою «хозяйскую руку».

Радиационные дожди, плоды, покрытые ядохимикатами, обмелевшие реки, пруды, превратившиеся в болота, моря, которые вот-вот взорвутся, уничтоженные за ненадобностью животные, вырубленные кедровники и виноградные лозы, опустевшие деревни и сёла – вот наше наследство.

В любой газете, в любом журнале кричим об экологии, призываем оглянуться вокруг и увидеть то, что мы натворили, требуем вернуть нам природу в чистом виде! Не поздно ли? Природа, человек, нравственность – понятия тождественные. И к великому горю, в нашем обществе именно эти понятия разрушены.

Мы требуем от детей порядочности, доброты, любви, душевного понимания, но ничего этого им не дали, ничему не научили. Мы растеряли, растратили богатства, копившиеся веками. Растоптали и низвергли все заветы, традиции, опыт прошлых поколений. Мы практически всё уничтожили своими руками, своим бездушием, своей бесхозяйственностью.

И сейчас, если только всем миром осознаем то, что мы на краю гибели, и каждый, именно каждый, на своём месте, по крупицам, упорно и добросовестно будет восстанавливать, залечивать, выращивать добро, под корень искоренять зло, то, может быть, через десяток, а то и более лет природа вновь поверит нам, улыбнётся солнышком, прольётся живительными дождями.

В этой борьбе за будущее человечества и за высоконравственного человека, огромное, вернее, практически самое важное место занимаем мы, педагоги.

В настоящее время понятие «экология» из сугубо научного превратилось в общественное, наполнилось тревожным смыслом неблагополучия в природе, исходящего, прежде всего, от разнообразной деятельности людей. Народы и государства планеты Земля со всей очевидностью начинают осознавать: стихийно и бесконтрольно использовать её природные ресурсы нельзя. Важнейший аспект в решении вопроса сохранения природных ресурсов Земли – образование, экологическое воспитание всего населения. Началом формирования экологической направленности личности можно считать дошкольное детство, так как в этот период закладывается фундамент осознанного отношения к окружающей действительности, накапливаются яркие, эмоциональные впечатления, которые надолго остаются в памяти человека. Экологическое воспитание детей в дошкольный период следует обсуждать в двух взаимосвязанных направлениях: как проблему воспитания детей и как проблему развития экологического сознания у взрослых, воспитывающих дошкольников или решающих различные вопросы дошкольного воспитания.

Велико значение природы для воспитания всей гаммы человеческих чувств: чувства прекрасного, чувства доброты и сострадания к более слабым и солидарности со всей жизнью на планете.

Для воспитания сознательного отношения к природе дошкольникам мало одного эмоционального восприятия, им также необходимы знания о природе, о роли человека в ней, поэтому свою работу строю на принципах развивающего обучения. Приоритет в обучении отдаю не простому запоминанию и механическому воспроизведению знаний, а пониманию и оценке происходящего, совместной практической деятельности педагога и детей. Использую интегрированный подход в обучении. Дети получают экологические знания и навыки не только на специально организованных занятиях по ознакомлению с окружающим миром, но и во время прогулок, экскурсий, чтения книг, на изобразительных, музыкальных и других занятиях.

Большое значение придаю нравственному аспекту: развитию представлений о самоценности природы, эмоциональному положительному отношению к ней, выработки первых навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе и в быту.

Дети приобретают первоначальные умения, позволяющие им участвовать в посильной практической деятельности по охране природы родного края.

Процесс воспитания начал экологической культуры должен быть интересным, насыщенным, эстетически развивающим, максимально приближенным к объектам живой и неживой природы, что позволит воспитать социально-активных, творческих личностей, способных понимать и любить окружающий мир, природу и бережно к ним относиться.

Наш детский сад расположен недалеко от Кузьминского лесопарка. Такое соседство помогает формировать представления о растениях края, а также воспитывает бережное отношение к природе.

Талантливая книга, – заметил Н. Сладков, – прочитанная в детстве, когда впечатления особо остры и глубоки, способна пробудить любознательность, активный интерес к жизни природы на всю жизнь.

Я изучила рассказы этих писателей, чтобы понять авторскую мысль, своеобразие языка. Вчитываясь в рассказы, я почувствовала, сколько поэзии, подлинной любви к природе содержат эти замечательные «миниатюры», где воспитательные, образовательные и эстетические задачи решаются в единстве, образно и с легким юмором.

Каждое знакомство с природой я стремлюсь превратить в урок развития детского творчества. Своим разнообразием природа эмоционально воздействует на ребёнка, вызывает его удивление, желание больше узнать.

С наступлением тепла отправлялась с детьми в лесопарк, где можно найти первые весенние цветы. Рассматривая их, рассказывала, что ещё не растаял в оврагах снег, а уже под деревьями белым и голубым ковром расстилаются подснежники. Уже при первой встрече с весенними цветами напоминала детям о бережном отношении к ним, о том, что не нужно их рвать, топтать. Цветы будут радовать своей красотой других людей.

«Этот яркий желтый цветок на светлом мохнатом стебельке появляется весной вместе с подснежниками. Он так торопится, что не успевает выпустить листья. Он даже не знает, какие они. А цветёт он там, где земля потревожена, изранена, обнажена. Цветёт на откосах, цветёт на покрытых углем и шлаком насыпях. Цветёт около ям и в самих ямах. Весело желтеет на грудах выброшенной земли.

Но вот проходит время цветов, и наступает пора больших зеленых листьев. С изнанки они мягкие, светлые, бархатистые, потрешь о щеку – и станет тепло.

Но листьям мать-и-мачехи всё равно, как их называют. У них слишком много забот. Как крепкие зелёные щиты, спешат они прикрыть, заслонить собой землю. А своей изнанкой, своей тёплой материнской стороной они прижимаются к земле и шепчут ей:

Я осторожно срезала листочек. Дети прикладывали его к щеке. Они убеждались в достоверности сказанных слов. Рассказывала, что с давних пор люди стали использовать мать-и-мачеху как лекарство от кашля. Листья её сушат, потом делают отвары.

Во время первой экскурсии на луг разрешала детям побегать, поиграть, насладиться красотой природы. Тут же напоминала, что нельзя без надобности рвать цветы и траву. Когда ребята немного отдохнули, прочитала им стихотворение Л. Куклина «Какого цвета луг» и предложила ответить на вопрос:

На большом листе бумаги
Ты рисуешь дом с трубой,
Ярко-красной краской флаги,
Небо – краской голубой.
Желтой краской поле летом,
Белой – парус на волне…
Ну а луг – какого цвета?
Можешь ты ответить мне?

Все дети ответили, что зелёный. «А так ли это? Почему вы решили, что луг зелёный?» Выслушав ответы детей, прочитала им рассказ М. Пришвина «Золотой луг», в котором он называется зеленым, желтым, золотым. Спросила, почему М. Пришвин назвал луг золотым? Напомнила, что одуванчик – лекарственное растение, в медицине используют его листья и корни для лечения кашля, улучшения аппетита. Вспомнили стихотворение Е. Серовой «Одуванчик»:

Дети объясняли, как они понимают слова «нарядится в беленькое платьице», «легкое, воздушное, ветерку послушное». Потом ребята придумывали интересные истории или сказки об одуванчике. Вот история, которую придумал Юра:

«Жил-был на лугу одуванчик. К нему прилетали пчёлки собирать мёд, а одуванчик им рассказывал, что он самый красивый цветок. Прошло время. Однажды проснулся одуванчик и посмотрел в каплю росы. Увидел, что он какой-то другой – пушистый, дрожит на ветру. Ему стало страшно. Подул ветерок, и в небо поднялось много парашютиков, а от одуванчика осталась одна пуговичка, он стал совсем некрасивый. Парашютики поднимались всё выше, выше, а одуванчику тоже захотелось подняться в небо и лететь к солнцу. Но он не мог.»

Дети сразу назвали одуванчики, вспомнили мать-и-мачеху. А потом все вместе искали цветы желтого цвета, с которыми ребята были не знакомы. Это лютики. Дети рассматривали цветок, а я рассказывала, что называется он так потому, что ядовитый (злой, лютый).

Очень интересно прошло знакомство с медуницей, которая растёт в тенистых местах на берегах ручья. На одном стебельке – розовые, голубые, синие и фиолетовые цветочки. Мы наблюдали, как кружат над медуницей пчёлы. Из рассказа Н. Павловой «Находка» дети узнали, что пчёлы собирают мёд только в розовых цветочках.

Ребята с нетерпением ждали новых экскурсий. Однажды, отправляясь на нашу поляну в лесу, обратила внимание на растения у самой дороги. Я загадала загадку:

«Растёт в лесу цветок, голубой, как небо. Каждое утро в нем роса собирается, как в чашечке. Капля за каплей, капля за каплей – полный цветок. И тогда тоненький стебелёк наклоняется, чашечка опрокидывается.

Постепенно я познакомила детей и с ромашками, полевой гвоздикой, белым клевером, тысячелистником. Все экскурсии проходили эмоционально, в виде непосредственной живой беседы с детьми.

В лесу мы всегда играли, водили хороводы вокруг березки под пение народных песен, наблюдали, читали стихи, пословицы, загадывали загадки и т.д.

Ребята увлеклись поисками новых, незнакомых растений, просили меня рассказать о них. Если я затруднялась ответить, то срывали растение и несли в детский сад, где нам помогали книги. Дети вместе со мною искали это растение в альбомах «Травянистые растения», в книге «Жизнь растений», «Четыре времени года» и др.

Знакомство с жизнью растений на занятиях и экскурсиях сочетается с занятиями в уголке природы. Все наблюдения фиксировали в календаре природы и погоды, в дневнике наблюдений.

За лето мы собрали гербарий, благодаря которому закрепили знания детей о растениях. Рассказывая интересные истории и сказки из жизни растений, учила детей придумывать сказки и загадки. В детском саду у нас замечательные цветники и огород, где с увлечением работали ребята.

На своих занятиях я учу детей самостоятельно понимать, сравнивать, а также прогнозировать ситуации, делать выводы, обобщения, стараюсь вовлечь детей в процесс познания окружающего мира.

Экологическое воспитание дошкольников я провожу в тесной связи с семьёй. Уже на первом родительском собрании мы выработали единые задачи:

  • приучать детей бережно относиться к цветам, деревьям, кустарникам и ко всему живому в окружающей жизни;
  • заботиться о птицах, животных;
  • учить детей видеть красоту окружающей природы.

Горе нам, если мы не научим детей любить, щадить природу, любоваться ею. А для этого надо делать всё возможное: подавать пример доброго отношения ко всему живому, постоянно обогащать ребёнка впечатлениями, использовать художественную литературу, дидактические игры, наблюдения, музыку и т.д.