Как заваривать корень одуванчика при панкреатите

А что вы увидели в самой серединке луковицы? Да, в луковице, как в колыбели, спит до поры до времени детка-росток под охраной невидимой стражи. Разрезав луковицу, человек выпустил невидимых стражей наружу, и они атаковали его глаза. Эти защитные вещества называются фитонцидами. (Слайд 14) Они, убивая возбудителей болезней, бактерии, способны охранять не только растение, но и людей. Вот почему врачи советуют вам, чтобы не заболеть, каждый день съедать дольку чеснока или лука. Из чеснока приготовляют лекарство сативин. А если вы разрежете чеснок на мелкие дольки и разложите в своей комнате или в классе, то фитонциды, выделяемые чесноком, убивая возбудителей, будут охранять и нас от болезней. (Слайд 15)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Используемые методы: наглядно-иллюстративный, частично-поисковый, микроисследование, беседа, рассказ учителя, сообщения учащихся.

Оборудование:

  • Презентация урока.
  • Карточки для работы в группах.
  • Материал для микроисследований: лук, нож, доска, лист мяты.

Ребята, для работы на уроке вы должны разделиться на 6 групп. (Учащиеся рассаживаются так, чтобы им было удобно работать в группах.)

Наступила зима. Стало холодно. (Слайд 2) Люди в это время года, как правило, чаще болеют. Им требуется лечение. Врачи предлагают нам большой выбор лекарственных средств. (Слайд 3) Но нам известно, что при изготовлении лекарств используют химические вещества, которые кроме пользы могут принести вред нашему организму. Какой у вас возникает вопрос?

Итак, ребята, давайте сначала отправимся в далекое прошлое и узнаем, как же люди лечились раньше. Оказывается, лекарственные растения известны человеку с незапамятных времён. Ещё наши прадеды использовали их целебные свойства для того, чтобы избавиться от различных недугов. (Слайд 6) Но в старые времена из-за недостатка знаний сила, которая кроется в растениях, казалась человеку колдовской, волшебной. Верили, что есть травы, которые могут указывать под землёй клад, могут отбить память, приворожить. (Слайд 7) Много легенд было сложено про корни женьшеня и мандрагоры, похожих на человечков. (Слайд 8) Будто бы женьшень не даётся в руки человеку с нечистой совестью, будто бы корень мандрагоры страшно кричит, когда его вырывают из земли. Лечились, кто как умел. В Древнем Египте, например, в третий день каждого месяца принимали касторку. (Слайд 9) В Древней Греции больного выносили на улицу: может, прохожий даст ценный совет. В средние века знахарство было опасным. Таких людей могли сжечь на костре по обвинению в колдовстве. (Слайд 10) Но знание трав, полезных людям, далось не сразу.

Правильно. А вам известна поговорка «лук от семи недуг»? Оказывается, сложена она русскими давным-давно, но ещё раньше в Индии мама надевала на шею ребенку, как ладонки, головки чеснока. Ещё раньше, в Древнем Египте, говорили: «Клянусь луком, клянусь чесноком!»

Двадцать лет 10 тысяч рабов строили пирамиду-гробницу царя Хеопса. И каждый день для защиты от болезней строителям выдавали лук и чеснок. (Слайд 12) Но в чём состоит эта защита, египтяне объяснить не могли.

А вот послушайте, какими свойствами обладает обыкновенный мак. (Слайд 13) Оказывается, древние греки изображали бога сна со стеблем мака в руках. Один из древнегреческих городов назывался Меконе — «город мака». Стоило человеку, страдающему бессонницей, отведать напиток, приготовленный меконцами из макового сока, как больной засыпал. Но почему мак навевает сон, древние греки объяснить не могли. Это стало возможно лишь тогда, когда химия заняла одно из первых мест среди наук. Вещества, которые химики обнаружили в соке снотворного мака, сейчас входят в состав многих обезболивающих и успокаивающих лекарств.

А сейчас, ребята, мы с вами проведем небольшое исследование. (У каждой группы на парте головки лука, нож.) Разрежьте луковицу. Что вы чувствуете?

А что вы увидели в самой серединке луковицы? Да, в луковице, как в колыбели, спит до поры до времени детка-росток под охраной невидимой стражи. Разрезав луковицу, человек выпустил невидимых стражей наружу, и они атаковали его глаза. Эти защитные вещества называются фитонцидами. (Слайд 14) Они, убивая возбудителей болезней, бактерии, способны охранять не только растение, но и людей. Вот почему врачи советуют вам, чтобы не заболеть, каждый день съедать дольку чеснока или лука. Из чеснока приготовляют лекарство сативин. А если вы разрежете чеснок на мелкие дольки и разложите в своей комнате или в классе, то фитонциды, выделяемые чесноком, убивая возбудителей, будут охранять и нас от болезней. (Слайд 15)

А сейчас, ребята, мы с вами проведем еще одно исследование. (У каждой группы на парте листья перечной мяты.) Ребята, разотрите пальцами лист мяты. Что вы почувствовали?

Ответы учеников. Правильно, вы почувствовали приятный запах и ощутили ладонью холодок. Это даёт о себе знать ментол — основная часть мятного масла, чьи капельки попали на вашу ладонь. Ментол и освежает, и успокаивает. Скажите, где используется ментол?

Да, действительно, с ним мы встречаемся и в кондитерской, и в ванной комнате. Есть он в сердечных лекарствах, например, в валидоле, а также в лекарствах от насморка. (Слайд 16)

Конечно же, в лес! Итак, в путь — дорогу, друзья! Представьте, что за окном не снег и мороз, а наступила весна. Ярко светит солнце, на деревьях — распустились листочки, расцвели цветы. И вот мы с вами в лесу. (Слайд 17) Как здесь красиво! (Слайд 18) А помогут нам мои помощники — друзья природы.

1. Ландыши (Слайд 19) — самые ароматные и самые изящные из весенних цветов. Из них делают ландышевые капли, которые успокаивают сильное сердцебиение, а также добавляют в одеколон и мыло. Существует красивая легенда о том, что ландыш оплакивал ушедшую весну такими горючими слезами, что кровь выступила из «его сердца» и окрасила зелёные слёзы в ярко-красные. Такие ярко-красные шарики появляются осенью на месте белых цветов.

Помните, как Том Сойер напоил жёлтого кота Пита болеутолителем и что после этого случилось? Видимо, болеутолитель содержал валериану, которую очень любят кошки. Валериана и называется кошачьей травой. Название растения произошло от латинского «Валере» — быть здоровым. Корни и корневища валерианы сильно пахнут. Их выкапывают осенью, сушат, а потом заваривают как чай или делают настойку на спирту. Употребляют как успокаивающее средство при нервном и сердечном возбуждении. Валериану, как и ландыш, надо охранять. Она, кстати, прекрасно растёт на садовом участке.

Вспомните её душистые цветы. Черёмуха — очень хорошее лекарственное растение. Горсть спелой черёмухи или стакан её отвара помогают при расстройстве желудка. Настой коры принимают при ревматизме. Настой цветков при глазных болезнях, а настой листьев при болезни лёгких. А самое замечательное свойство черёмухи — способность очищать воздух от микробов: она выделяет наиболее сильные фитонциды.

По дорожке, по дорожке
Скачем мы на правой ножке. (Подскоки на правой ноге.)
И по этой же дорожке
Скачем мы на левой ножке. (Подскоки на левой ноге.)
По тропинке побежим,
До лужайки добежим. (Бег на месте.)
Стоп. Немного отдохнем.
И опять пешком пойдем. (Ходьба на месте.)

4. Сорвите лист подорожника и приложите к больному месту. Постепенно боль стихает. Подорожник расселяется там, где ходят люди, т. к. его семена осенью вместе с грязью прилипают к обуви и путешествуют вместе с нею. Семена подорожника переправились вместе с европейцами даже в Америку, индейцы с ужасом смотрели на подорожник и метко назвали его «след белого». Подорожник незаменим в походе. Его прикладывают при ссадинах, укусах насекомых, ожогах.

5. Родина её — Америка. Вот и обменялись континенты растениями. От нас получила Америка подорожник, а мы — ромашку. Посмотрите на неё. Чай из ромашки с мёдом и сахаром дают пить детям. Выпейте отвар ромашки на ночь — сон будет крепким и спокойным. Применяют её от простуды и кашля. (Слайд 27)

Меж клюквы и морошки
Жилец лесных болот.
На кочке мох без ножки,
Куда ни глянь, растёт.
Он снизу седоватый,
Повыше — зеленей.
Коль нужно будет ваты,
Нарви его скорей.

6. А знаете, как мох сфагнум во время войны спас раненых? Во время гражданской войны в госпитале оказалось много раненых, но лечить их было нечем. Не было ни бинтов, ни йода. Врачи думали, как помочь раненым. А около госпиталя рос мох сфагнум, который прекрасно впитывает влагу. Этот мох и решили использовать вместо ваты и йода. Его накладывали на больное место, раны заживали быстро, т. к. он хорошо впитывал кровь и гной, и в ранах не развивались гнойные бактерии.

А что это за растение? Как ароматно пахнет! Это болотный багульник. (Слайд 30) Ребята, не рвите его! Будьте осторожны! Это растение ядовито. Однако, багульник болотный применяется для лечения кашля, при ревматизме, одышке.

Ребята, вы должны обсудить задание в группе и подготовить на него ответ. Отвечать будет один представитель от каждой группы. Распределите по группам следующие растения. (Слайд 31) Какие из данных растений относятся к деревьям? Какие из данных растений относятся к кустарникам? Какие из данных растений относятся к травянистым растениям?

А сейчас посмотрим, как вы знаете лекарственные растения в «лицо». Здесь их изображение. Назовите их. Назовите местообитание этих растений. (Слайд 32)

Во время нашего путешествия вы узнали лишь о некоторых лекарственных растениях зелёной аптеки. В настоящее время насчитывается около 600 видов растений, используемых в медицине. В будущем мы с вами продолжим знакомиться с другими лекарственными растениями.

Надо не только знать все эти растения, но и уметь ими пользоваться. Обо всех этих растениях можно узнать в специальных книгах. Здесь вы узнаете, от каких болезней лечит растение, где оно растёт. Но применять лекарственные растения без совета врача нельзя, т. к. некоторые из них ядовиты, а некоторые могут вызвать аллергию. Сейчас существует специальная наука — гомеопатия, которая помогает вылечиться человеку не с помощью таблеток, а травами. А врачи, которые лечат травами, называются гомеопатами. (Слайд 35)

Ребята, но некоторые виды лекарственных растений из-за неумелого сбора уже стали редкими. Что будет с растениями, если все вместе мы отправимся в лес, на луг или поле, чтобы собрать лекарственные растения и заготовить их? (Слайд 36)

Работа в группах. (Каждая группа должна придумать и нарисовать свой знак. Потом представители от групп выступают перед всем классом.) (Слайды 37 — 42)

Действительно, природные запасы лекарственных растений не беспредельны. Некоторые виды оказались на грани исчезновения и нуждаются в охране. Конечно, охранять надо не только редкие, но и другие, даже обычные виды растений. (Слайд 50) Нельзя забывать и о том, что в природе всё взаимосвязано. Большинство растений и животных, внесённых в Красную книгу, охраняют взрослые люди. Возможно и вы, когда вырастете, будете участвовать в этой работе. Но не забывайте, что вы уже сейчас многое можете сделать, оберегая те растения и животных, которые вокруг нас. (Слайды 51 — 56)

Ребята, на этом наше путешествие в мир лекарственных растений подходит к концу. Какое же значение имеют лекарственные растения для человека?

Оформить для своих младших товарищей книжку — малышку «Лекарственные растения». Поместить в ней сведения об 1-2 охраняемых лекарственных растениях.

Источник: http://festival.1september.ru/articles/608504/