Как выкопать корень одуванчика

«Что хвалишься злобою , сильный? беззаконие во весь день, неправду выдумывал язык твой: коварство его ты сделал как бы наостренной бритвой. Ты полюбил зло более, чем добро , ­неправду говорить более, чем правду . Ты полюбил всякие гибельные речи, коварный язык: за то Бог истребит тебя до конца, исторгнет тебя и переселит тебя из селения твоего и ­корень твой удалит от земли живых. Увидят праведные и убоятся, и посмеются над ним [и скажут]: «вот человек, который не поставил Бога помощник ом себе, но упова л на множе­ство богатства своего, и укрепился суетою своею»» (Пс. 51:1-9).

«Он вырыл ров, и углубил его, но упадет в яму, которую содела л. Обратися злоба его на голову его, и на темя его неправда его сойдет» ( Пс. 7:16-17 ).

Такая вещь — злоба, что если кто ее в самом начале не пресечет, то она безмерно умножается, не иначе, как огонь, сухие вещества нашедший (т. 2. стр. 259).

Такая вещь — злоба, что даже те, которые делают ее, осуждают ее (Послание к епископам и пресвитерам за благочестие в темнице заключенным).

Злобы исполненный человек так безумен, что он самовольно себя повергает в опасности и предпринимает дела вовсе неудобные (Беседа 7 на евангелиста Матфея).

Таков нрав злобного человека, что он никому уступить не хочет, но всеми мерами старается погубить того, на кого злобствует. Но в Писании говорится: «Кто роет яму другому , тот упадет в нее» ( Притч. 26:27 ).

Когда мы против других злобствуем и коварствуем, тогда против самих себя изощряем меч и гораздо большими себя, чем других, уязвляем ранами (Беседа 51 на евангелиста Иоанна).

Такая вещь — злоба, что она никаким словом или делом исправиться не может, но всегда свой яд в себе содержит, и ничто такими безумными не делает людей, как злоба (Беседа 41 на евангелиста Иоанна).

Первая, снизу восходя, степень злобы и жестокосердия — пренебрегать тем, что неприятельский скот злостраждет. Другая, выше того, пренебрегать самими неприятелями, ибо насколько человек превосходит скотов, настолько этот грех больше другого. Третья степень — презирать ближних, даже если бы они были незнакомы. Четвертая — презирать друзей. Пятая — нерадение о них, когда не только тело, но и душа их погибает. Шестая — когда мы нерадим не только о друзьях, но даже о детях в их погибели. Седьмая — когда не ищем и других, которые имели бы о них старание. Восьмая — когда и тем, которые сами делать это намереваются, не попускаем. Девятая — когда не только не попускаем, но еще и противимся и враждуем (Книга 3 против хулителей монашеского жития).

Начало злобы. Злоба происходит от безмерного самолюбия. Ибо самолюбивый во всем своей корысти всяким образом ищет, — в славе, чести и прочем. А когда видит в чем-нибудь препятствие своему желанию, крайне о том смущается, печалится и гневается на того, кто ему препятствует; почему и старается гнев свой в действие привести. Ибо злоба — это не иное что, как желание мщения.

3) Злословием и клеветой. Ибо злобствующий, не имея возможности чем-нибудь отомстить за свою обиду, вымышляет какой-либо порок на ближнего, и так ложный злой слух пускает о нем, желая тем имя его честное помрачить, или из малого великое делает и прибавляет. От этого часто бывает, что многие напрасно терпят злую клевету и поношения.

4) Иные до такой злобы доходят, что, исполнив злодеяние, хвалятся: вот, мол, как я дал ему; пусть он меня знает! К таким людям вышеприведенный псалом приличествует: «Что хвалишься злобой , сильный?» ( Пс.51:3 ). И прочее.

От злобных людей уберечься никак невозможно, ибо они многие различные и тайные хитрости сплетают на того, на кого злобятся, и то тем, то другим, то третьим способом исполнить злое свое намерение покушаются. Одно есть убежище — молитва святая и надежда на Божий Промысл, который всем по делам воздаст в свое время.

Впрочем, кто хочет спастись, тому должно отложить злобу и ближнего своего простить, ибо сказано: «прощайте, и прощены будете» ( Лк. 6 — Смотри об этом в рассуждении об оставлении согрешений ближнему, § 25).

По материалам: azbyka.ru