Как правильно заготовить корни одуванчика

В 7-м классе экспериментальной программой курса ботаники с основами растениеводства предусмотрено изучение тем «Сельскохозяйственные растения и основы их агротехники» (раздел «Растения»); «Растения и окружающая среда» (раздел «Растения»); «Болезни сельскохозяйственных культур и способы борьбы с ними» (раздел «Бактерии. Грибы. Лишайники»).
Как и в 6-м классе, выполнение практических заданий планируется учителем во внеурочное время с учетом сроков проведения тех или иных агротехнических работ на учебно-опытном участке или в школьной тeплице.
В зависимости от уровня знаний и умений учащихся по биологии, их практической подготовки по сельскохозяйственному труду, развития той или иной отрасли растениеводства в зоне расположения школы учитель может вносить изменения в последовательность изучения вопросов в пределах темы и в отбор рассматриваемых в ходе обучения сельскохозяйственных культур.

Понятие о растительном сообществе. Характерные черты растительных сообществ: местообитание, качественные и количественные характеристики видового состава.

Условия жизни в растительном сообществе. Понятие об экологических факторах среды. Экологические факторы живой и неживой природы и связанные с деятельностью человека.

Условия жизни в лесу. Видовой состав древесных пород, кустарников и травянистых растений. Соотношение различных видов в лесном сообществе.

Практическая работа. Определение числа надземных ярусов в изучаемом лесном сообществе и главных видов растений, входящих в различные ярусы.

Многообразие естественных растительных сообществ. Луг как пример травянистых растительных сообществ. Использование лугов в сельском хозяйстве.

Смена растительных сообществ, ее причины. Влияние деятельности человека на процессы изменения сообществ. Примеры смены лесных сообществ (луг сменяется лесом).

Экологические факторы, воздействующие на культурные растения. Создание благоприятных условий для формирования высоких урожаев в поле, огороде, саду, ягоднике.

Взаимосвязи выращиваемых растений с другими организмами сообщества на сельскохозяйственных угодьях. Взаимоотношения культурных и сорных растений. Приспособленность сорняков к условиям произрастания.

Вред, наносимый сорняками сельскому хозяйству. Группы сорных растений по их биологическим признакам: способу питания, размножения, продолжительности жизни. Примеры наиболее злостных видов сорняков в данной местности.

Цели работы: познакомить учащихся с биологическими особенностями сорняков; научить распознавать наиболее распространенные в зоне школы виды сорной растительности, используя знания и умения школьников, приобретенные при изучении морфологии растений.

Материалы и оборудование: гербарий сорной растительности (с этикетками); коллекция семян сорных растений; живые или гербарные образцы взрослых сорных растений (без этикеток); лупы, линейки, цветные карандаши; альбомы или таблицы с изображениями сорных растений.

Для проведения лабораторной работы необходимо заготовить перед уроком образцы сорняков. В качестве раздаточного материала могут быть использованы также гербарные экземпляры сорных растений без этикеток.
При заготовке рекомендуется выбирать взрослые растения с хорошо выраженными видовыми признаками. Выкапывать сорняки нужно осторожно, стараясь сохранить важные для характеристики растений подземные органы – корни, корневища, клубни или луковицы.
На каждый стол (на 1–2 учащихся) выдается также коллекция семян сорняков с этикетками.
В практике земледелия сорные растения классифицируют по их биологическим признакам: способу питания, продолжительности жизни, способу размножения (табл. 1).

2. Выяснить по описанию сорных растений в альбоме биологическую группу сорняков, сельскохозяйственные культуры, которые они засоряют.

3. Рассмотреть внешнее строение корневой системы, стебля, листьев сорных растений; выявить характерные признаки каждого из них. Пользуясь коллекцией, ознакомиться с плодами и семенами сорняков. Рассмотреть их с помощью лупы и зарисовать в тетради, отметив отличительные признаки.

4. Ознакомиться с биологическими особенностями изучаемых сорных растений: способами размножения, количеством образуемых семян, длительностью сохранения их всхожести и т.п.

По материалам: bio.1september.ru