Как подготовить корни одуванчика

Новая система госзакупок пока не привела к снижению коррупции. К такому выводу пришли эксперты Высшей школы экономики. По их данным, в 2014 году доля неконкурентных тендеров у единственного поставщика составила почти 65% при госзаказе и более 60% при муниципальных заказах. Руководитель проекта ОНФ «За честные закупки» Антон Гетта ответил на вопросы ведущей «Коммерсантъ FM» Оксаны Барыкиной.

Конкуренция среди участников торгов остается низкой — в среднем было подано только две заявки для участия в тендерах. Закон о контрактной системе также не помог государству сэкономить на тендерах — экономия госзаказчиков составила менее 5%.

— К сожалению, наверное, да, поскольку мы тоже считаем, что те нормы, которые были заложены в новой контрактной системе в 44 федеральном законе, как минимум, еще не заработали. Мы очень надеемся, что те грамотные, положительные вещи и инструменты, которые были заложены в целом законе, когда вступят в полную силу, изменят ситуацию, изменят картину.

— Допустим, то, чем занимается «Общероссийский народный фронт» уже на протяжении полутора лет — это борьба с расточительными закупками за бюджетный счет. Если мы сейчас не говорим о закупках госкомпании — это другой закон, не контрактная система, 223 закон, кто знает — поймет, но если говорить про 44 закон, то проблем тоже хватает. Те закупки, которые осуществляют государственные чиновники за бюджеты региональные и федеральные — это закупки машин дорогих, закупки чартерных перелетов, корпоративов и так далее. К сожалению, пока мы с активистами «Народного фронта» призываем к здравому смыслу, это кто-то слышит, но не все, и такая норма как нормирование могла бы решить эту проблему в корне. Эта норма должна была заработать вместе с законом еще 1 января 2014 года, но, к сожалению, Минэкономразвития три раза переносил срок, и на сегодняшний день она не работает.

— Что касается конкуренции при госзакупках: как правило, все эти тендеры прописываются уже под конкретного поставщика — что с этим делать?

— «Общероссийский народный фронт» целую «Серую книгу» выпустил, 28 «серых» схем, которые применяются уже в рамках 44 федерального закона. Часть из них, наверное, большая, перекочевала из прошлого 94 закона. Все-таки эти проблемы не были решены, и сегодня заказчик имеет возможность, не нарушая закона, ограничить конкуренцию и выбрать на конкурсе того поставщика, подрядчика, с кем на банальный откат договорился, а не тот поставщик выигрывает конкурс, кто оптимальную цену и условия для государства предлагает.

Поскольку такие серые схемы пока продолжают быть без нарушения законодательства, и заказчики, которые знают, как обойти нормы закона, этим пользуются. Соответственно, когда некая серая схема или несколько схем используется, затачивается конкурсная документация под конкретного заказчика, другие просто не выходят на эту процедуру — они понимают, что нет смысла время терять, уже однозначно выиграет конкурс тот, с кем заказчик в сговоре. Соответственно норма 44 федерального закона в корне эту систему не изменили.

— Многие проблемы можно было бы решить, в том числе, одной из таких норм, как планирование. Тоже можно было бы ее давно запустить, тогда заказчик был бы, как минимум, обязан заранее публиковать те закупки, которые планирует провести в ближайшее время. И тому же подрядчику было бы понятно, что заказчик недобросовестный внес в техническое задание, что нужно обжаловать в ФАС еще до момента проведения конкурса. Это позволило бы больше конкурентным закупкам проходить, нежели таким с единственной поданной заявкой.

— На самом деле, «Общероссийский народный фронт» выступает с законодательными инициативами, не буду сейчас про них долго рассказывать, потому что здесь не требуется никакой инициативы, здесь уже все есть. Здесь требуется более расторопная работа ответственного ведомства за запуск в полную силу контрактной системы. «Общероссийский народный фронт» уже несколько раз призывал к активным действиям и направлял письма, как в правительство, так и на имя министра экономического развития, с просьбой принять все необходимые меры, чтобы быстрее все эти нормы заработали, и мы, наконец-то, получили конкурентный закон по нашей контрактной системе.

— Как минимум, я считаю, что ответственному ведомству, Минэконому, следует обращать внимание на такие отчеты, как подготовила сейчас Высшая школа экономики. В докладе, который подготовила Высшая школа экономики, не только критика, не только, где плохо, а где нужно что поменять и усилить. Там разработаны достаточно грамотно, мы их тоже изучали с Высшей школой вместе, смотрели рекомендации, которые разработаны для усовершенствования контрактной системы. Очень надеюсь, что, как минимум, Минэконом их изучит и примет по каждой из этих рекомендаций какое-то решение, может, по какой-то причине скажет: нет, этого делать не нужно или это нужно делать, но не сейчас, и обсудит это со своим экспертным сообществом, с экспертным советом при Минэкономразвития, и такими экспертами, как Высшая школа экономики и другие. Мы, предложим, уже думали о том, чтобы сделать это на нашей площадке — на площадке «Общероссийского народного фронта».