Как пить корень одуванчика для печени

«Такой халявы больше не будет», — говорит знакомый мне Артем, сетуя, что по возвращению из Москвы придется сутками стоять в резко возросших очередях на госрегистрацию и техосмотр: с 1 января госпошлину для автовладельцев в Белоруссии увеличивают, и надо бы успеть уложиться в нынешний «транспортный налог». Автолюбители уверены, что государство решило «подзаработать» на пошлинах во многом по причине возросшего числа ввезенных из России машин.

Как пить корень одуванчика для печени

В Белоруссии автомобильный бум и нетрадиционный предновогодний шопинг: не из Европы, а из России везут бытовую технику, брендовую обувь и даже продовольствие собственного, отечественного производства.

Белорусская госавтоинспекция ежедневно регистрирует более 500 автомобилей, ввезенных из Российской Федерации. Практически каждая вторая машина регистрируется в Минске.

Авто, как правило, пригоняют для себя: средняя стоимость машины, по данным ГАИ, составляет 20-25 тысяч долларов; перепродать такое при нынешней насыщенности рынка с выгодой невозможно.

Выгода и риски

Артем в выходные собирается в Москву во второй раз — поездку недельной давности называет кошмаром.
«С продавцами мы списались и созвонились предварительно, нужные нам авто выбрали по интернет-предложениям, и автоцентр нам эти машины как будто зарезервировал. Но приехали — просят подождать: час, два, шесть часов. Взяли деньги в залог — чуть более тысячи долларов, а машин все нет. С большим трудом мы вытребовали свои деньги обратно; стали искать по новой. И вот, вроде, опять договорились — в другом месте», — рассказывает молодой человек с условием, что даже имя его я изменю, а фамилию напрочь забуду.

«Едем практически не останавливаясь — на «гоп-стоп» можно нарваться не только на стоянке у трассы, но и в многочасовых пробках на въезде в Москву. Рассказов о том, как обобрали-ограбили-вычислили слышал от знакомых множество», — Артем пакует в рюкзак солидный термос с кофе и просит подчеркнуть, что средства самозащиты их компания берет только законом дозволенные.

В надежный и проверенный перед дальней дорогой BMW вечером сядут четверо мужчин. Рассчитывают купить три автомобиля и назад ехать «автопоездом» — по ночной слякотно-скользкой дороге, без остановок на российской территории.

В сравнении с ценами белорусских автосалонов, центров и рынков выгода от покупки авто в России сейчас может достигать нескольких тысяч (а то и десятков тысяч) долларов. На бюджетный Volkswagen Polo Sedan, например, сайт белорусского дилера объявил акцию: цена — от 13979 долларов. На российском сайте стоимость этого же авто неделю назад была эквивалентна 10234 долларам, а сейчас и того меньше: российский рубль за неделю ощутимо подешевел, а цены в автосалонах выставлены в прежних рублях. Экономия — как минимум 3000 долларов, если вычесть неизбежные расходы на бензин и около 300 долларов на обязательные в Белоруссии сборы (утильсбор, госпошлина, расходы на регистрацию).

МВД Белоруссии, однако, предупреждает: около 105 тыс. транспортных средств в России находится в розыске; белорусы рискуют купить машины по поддельным документам и с криминальным прошлым.

Откуда «дровишки»?

Белорусы, называвшие деревянным собственный рубль, теперь перевели в разряд «дровишек» стремительно обесценивающиеся российские дензнаки.

Цена российского рубля за последнее время в белорусских обменниках упала более чем в полтора раза, и купить российские, чтобы потратить в России, стало выгодно даже тем, кто имеет зарплаты или накопления в пресловутых белорусских миллионах.

Ряд белорусских банков сообщили местной прессе, что увеличили продажу российских рублей в 30 и более раз; в пяти минских обменниках мне не удалось купить российские рубли — раскупили до меня.

Выгоден стал и зимний отдых в экзотических странах — туры, в рублях предлагаемые рядом российских операторов, обходятся белорусам вдвое дешевле, чем подобные, организованные в Минске. Традиционный «средний» российский турист стал беднее, признаются в минских ресторанах. Владельцы белорусских усадеб, санатории и гостиницы констатируют уменьшение забронированных россиянами на новогодние каникулы мест.

Зато в Москву погулять-затовариться рванули даже минские студенты — за родительские деньги, конечно. Сын знакомой демонстрирует привезенный из российской столицы MacBook с престижным серебряным «яблочком» — покупка в российских рублях обошлась ему почти на 400 долларов дешевле, чем у сокурсника, полтора месяца назад привезшего подобный «аппарат» из Праги.

Везут телевизоры, айфоны, одежду и обувь престижных брендов. Но, как правило, «попутно» — главным товаром остается авто, раскошелиться на которое решились даже семьи, не планировавшие такого в ближайшей перспективе.

«Такой халявы больше не будет», — говорит знакомый мне Артем, сетуя, что по возвращению из Москвы придется сутками стоять в резко возросших очередях на госрегистрацию и техосмотр: с 1 января госпошлину для автовладельцев в Белоруссии увеличивают, и надо бы успеть уложиться в нынешний «транспортный налог». Автолюбители уверены, что государство решило «подзаработать» на пошлинах во многом по причине возросшего числа ввезенных из России машин.

В Смоленск за белорусским салом

Ближе к ночи во многих белорусских райцентрах, расположенных в восточной части страны, пакуются в микроавтобусы немногословные терпеливые женщины с пустыми объемными сумками. Не торговать едут — закупаться. До полудня с базаров Смоленска, Брянска и близлежащих российских городов микроавтобусы заполняются коробками с бытовой химией, стиральными порошками, а главное — продуктами. Мясо, колбасы, рыба, даже сахар, поставленные в Россию из Белоруссии, стоят на российской стороне в полтора-два раза дешевле, чем дома.

«Моя мама везет это не для продажи, для себя, на все наши семьи — мою, свою, моих братьев, — рассказывает обосновавшаяся в Минске после окончания университета Елена. — Вот поеду к Рождеству, заберем, сколько сможем унести, чтобы в минских магазинах не разоряться»
.
На упаковке «смоленской» курицы Елена демонстрирует мне этикетку одной их белорусских птицефабрик.

Сравнительный мониторинг цен на свинину, опубликованный на днях сайтом finance.tut.by, свидетельствует: лакомые кусочки (и даже субпродукты — печень, сердце, уши) на Заднепровском продовольственном рынке в Смоленске как минимум в полтора раза дешевле, чем на центральном минском Комаровском рынке. Разве что свиной хвост россиянами почему-то оценен дороже.

Еще дешевле можно купить свинину в Вильнюсе и польском Белостоке, но в эти соседние страны нужна виза, и белорусских свиных полуфабрикатов там точно нет. Мясо за упавшие в цене гривны дешево и в соседнем Чернигове, и «закупочные» туры в ближнюю Украину также популярны у белорусов.

Чтобы убедиться, что белорусские товары дороже дома, чем за границей, не обязательно ездить в Смоленск или слушать удачливых соседей, вернувшихся с выгодных «закупов». Можно сравнить рекомендуемые белорусским минсельхозпродом минимальные экспортные цены, опубликованные на сайте ведомства, с ценниками в ближайшем отечественном магазине: сыры окажутся дороже в два раза, куриные яйца — в три.

Правительство признало, что на поставках продуктов в Россию, еще до нынешних введенных Россельхознадзором масштабных ограничений на белорусское мясо-молоко, из-за обесценивания российского рубля потеряно 160 млн долларов. (Роспотребнадзор, к слову, только что обнаружил вредные примеси в белорусской соли, и продукция ОАО «Мозырьсоль» и ОАО «Белкалий» рискует пополнить список из двух десятков предприятий, объявленных на территории союзника «персонами нон-грата»).

Минск, между тем, всеми способами стремится вернуть белорусские поставки на российские рынки; сообщения о переговорах с российскими ведомствами местной прессой транслируются, как сводки с фронта.

Россия — «наш основной рынок, почти половину производимой продукции мы продавали туда», напомнил президент Александр Лукашенко в пятницу, не скрывая тревоги из-за неблагоприятной нынешней ситуации в торговых отношениях с союзником. «В Казахстане тоже ситуация непростая, не так недавно они девальвировали свою национальную валюту. Совсем разбита Украина, это тоже один из наших основных рынков», — констатировал Лукашенко, потребовав активности в разгрузке отечественных складов и от белорусского МИД.

«Надо, чтобы каждый посол сейчас был озадачен проблемами экспорта, — подчеркнул белорусский президент. — Диверсификация экспорта, поиск новых рынков — вопрос первостепенной важности, вопрос выживания страны».

Вернуть собственных обывателей к отечественным товарам и в отечественные магазины власти пытаются административными мерами. Не только на западной границе, где белорусской стороной установлены нормы ввоза алкоголя, продуктов и прочих товаров, но и у официально не существующей союзной межи милиция и таможенники проверяют возвращающиеся из России автомобили: не превышают ли покупки размеров, претендующих на торговые партии, — иначе положен налог. Покупателям дорогих авто напоминают: придется отчитаться в налоговой, в частности и о происхождении средств на покупку.

Белорусский минторг в пятницу объявил о приостановке работы семи крупных магазинов сетей «Электросила» и «5 элемент» — в период повышенного предновогоднего покупательского интереса к телевизорам, электронике магазины «с российскими корнями» закрыты из-за того, что реализуют импортную бытовую технику и товары и не соблюдают установленную обязательную квоту белорусской продукции в своем ассортименте.

Источник: http://inosmi.ru/world/20141214/224912671.html