Чем полезно чай одуванчика

Австралийские ученые считают, что работать более 39 часов в неделю вредно для здоровья — как физического, так и психического. Сохранение психического здоровья на рабочем месте — одна из самых актуальных проблем. И дело не только в переработках: многих из нас заставляют нервничать начальники-тираны, злоязыкие коллеги и необходимость быть на связи 24/7, даже если вечером вы хотите провести время с семьей.

Генеральный директор кадрового агентства «1000 кадров» Мария Маргулис, генеральный директор кадрового агентства Penny Lane Personnel Татьяна Долякова и психолог Сергей Марченко рассказали ТАСС, как не дать мессенджерам заставить вас работать круглосуточно, у какого шефа есть все шансы стать боссом мечты, а от какого сотрудники сбегут, едва пройдя собеседование.

«Это чушь. Работать можно столько, сколько вы хотите, при условии, что работа вам нравится, — уверен Сергей Марченко. — Если вам не нравится, вам и 36 часов в неделю каторгой покажутся». Татьяна Долякова с ним не согласна. По ее словам, стандартная 40-часовая рабочая неделя, предусмотренная российским Трудовым кодексом, наиболее оптимальна. «Больше 40 часов в неделю работать действительно вредно: человек становится неэффективным и может совершать серьезнейшие ошибки, — говорит она. — Особенно это опасно в определенных профессиях. Врачи или люди, работающие со сложными станками на предприятиях, не должны перерабатывать».

В свою очередь, Мария Маргулис напоминает, что многое зависит от особенностей человека и других факторов вплоть до времени года. «Но если человек, условно говоря, работает по 80 часов в неделю, рано или поздно это приведет к истощению — умственному и физическому, неважно, чем вы занимаетесь», — говорит она.

«Сейчас многие сотрудники приходят на работу уставшими, потому что накануне вечером работали удаленно, что-то контролировали или давали указания по почте», — говорит Татьяна Долякова. В наши дни люди действительно сильнее вовлечены в работу, и так не только в России. Мария Маргулис считает, что многие работники слишком боятся чего-то не доделать, ошибиться или просто остаться невостребованными. «В итоге люди сами тратят на это свою жизнь, постоянно оставаясь на связи, хотя в этом может и не быть острой необходимости», — объясняет она.

«Конечно, это вредно, — уверена Мария Маргулис. — Если вы уезжаете в отпуск, надо уезжать в отпуск, а не сидеть бесконечно в рабочей почте». Учиться ограничивать себя и переключаться на нерабочие вопросы необходимо — после отдыха вы и на работе будете более эффективны.

Мария Маргулис категорична: «Надо для себя решить, нужна ли вам такая работа. По молодости мы еще можем уделять больше сил работе, но с возрастом стараемся, чтобы оставалось больше времени на себя». Татьяна Долякова добавляет: хороший работодатель понимает, что не все и не всегда могут работать в таком режиме. И во многих компаниях сотрудникам дополнительно дают оплачиваемые выходные дни, например раз в месяц. Это помогает людям не сгореть на работе совсем.

Как говорит Татьяна Долякова, многие IT-специалисты, например, отказываются работать в компаниях из-за очень строгих правил. Это штрафы за опоздания и увольнения после трех опозданий. Некоторые сотрудники не могут работать в опенспейсах, другие откажутся от места из-за дресс-кода. Есть сотрудники, которые не готовы к фиксированному рабочему дню, и возможность сдвинуть начало и конец дня на час — безусловный плюс. Но все же главное, из-за чего увольняются люди, — это сложные отношения с начальством и проблемы с коллективом.

Самый верный способ отпугнуть сотрудников — кричать и грубить. «Шефы могут кричать, ругаться матом, проводить собрания в одиннадцать-двенадцать часов ночи или, наоборот, в семь утра, — говорит Татьяна Долякова. — При таком поведении даже хорошая зарплата сотрудника не удержит». Мария Маргулис добавляет: не должно быть давления, бесконечных дрязг и самодурства. «Плохо, когда непонятно, чего мы хотим и куда мы идем, но при этом куда-то идем, и если не дойдем, то всем сделаем плохо», — смеется она.

Самое важное — максимально прозрачные и понятные правила. Чтобы было ясно, кого и за что в компании продвигают, хвалят и премируют. Также полезно быть доступным и позволять сотрудникам неформальное общение. «Например, помогает, если раз в месяц руководитель со своей командой просто пьет кофе и обсуждает задачи», — говорит Татьяна Долякова.

Конечно, если в компании зарплаты явно ниже рыночных, сотрудники рано или поздно начнут искать более выгодные предложения. И все же деньги — не главное. «Финансовая составляющая — это самый неэффективный инструмент в бизнесе, — убежден Сергей Марченко. — Это вообще никак не сказывается на психологической атмосфере в коллективе и на самочувствии сотрудников». Сильнее всего мотивирует обоснованная похвала.

Прежде всего надо понять, связано ли это отношение с личной неприязнью или с тем, что вы недостаточно хорошо выполняете свою работу. Поговорите с начальником: возможно, вы чего-то не делаете, потому что не знаете, что это входит в ваши обязанности. «Если поймете, что недовольство вами лежит не в рабочей плоскости, что это «ты мне просто не нравишься», нет смысла работать дальше», — уверена Мария Маргулис. На такой работе вам в любом случае будет плохо.

С ума из-за работы сходят редко. А вот заболеть можно. Самое распространенное последствие — депрессия. Сергей Марченко убежден: сильнее всего ее провоцирует отсутствие смысла в работе. Далеко не всем удается его найти.

Все просто. Спросите себя: вы счастливы? «Человек, который может ответить, что он счастлив, не нуждается в психологической помощи, — говорит Сергей Марченко. — Всем остальным она в принципе не помешает».

По материалам: tass.ru