Чем полезен одуванчик для организма

Принципиально деидеологизированные, неполитизированные жанры играли и играют очень важную роль в нашей культуре, обращая к вечным истинам, давая возможность ощутить породненность с миром, оставаясь территорией для совершенствования и свободного поиска новых художественных средств, формирования новых путей искусства. Современный пейзаж опирается на мощную традицию русской живописи 19 в., понимающей природу как одухотворенное, очеловеченное пространство, освещенное высшими смыслами. Ни в одной иной культуре пейзаж не играл столь важной и парадоксальной роли — средства постижения души своего народа. Ни одна культура не сформировала столь богатый и разнообразный арсенал средств запечатления пейзажа. Пейзаж служил средством формулирования и утверждения национальной идеи, способом выражения патриотических смыслов. Ни одна культура не создала пейзаж, насы-щенный тончайшими оттенками чувств, настроений, движений души. Пейзаж стал пространством поисков ответов на самые важные вопросы. Традиционной для русского искусства является тема единства души человека и природы.

Природа содержит в себе как духовные, так и материальные ценности, вызывая в человеке уважение к жизни. Всякая форма жизни уникальна и достойна уважения вне зависимости от ее ценности для человека. Признавая право других существ на жизнь, человек добивается уважения к самому себе как к существу нравственному.

Природа, растения и животные окружают нас на протяжении всей жизни, и все же остаются загадкой, запечатленной и в искусстве. На выставке представлены произведения натюрморта, пейзажного и анималистического жанров из фондов музея, обращающие нас к вопросам отношения человека к природе и миру.

Проект приурочен к 50-летию со времени открытия музея и продолжает серию выставок, раскрывающих различные грани его собрания. В то же время он ставит целью привлечение внимания к задачам сохранения природы и экологического воспитания. На выставке представлено около 100 произведений живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, многие их которых экспонируются впервые. Безусловно, это лишь малая часть работ, воспевающих природу, из собрания музея.

Выставка объединяет работы мастеров второй половины XX- начала XXI вв., принадлежащих к разным поколениям и художественным традициям. Среди них есть такие известные художники, как Н.Андронов, Н.Ромадин. А.Грицай, Н.Терпсихоров, А.Мыльников, З.Церетели, В.Ватагин, И.Лизак, И.Зариньш. На экспозиции представлены московская, ленинградская, владимирская, уфимская школы, художники Прибалтики, Кавказа, Средней Азии. Особый раздел составляют произведения волгоградских художников (В.Стригин, В.Лосев, С.Зиман, Ф.Суханов, И.Романов, Г.Котов, Г.Зотов), а также работы, посвященные красоте нашего края.

Широчайший спектр художественных систем рождается великим разнообразием форм и смыслов, заложенных в феномене живой природы. В нашей стране пейзаж является одним из наиболее излюбленных, процветающих жанров, развивающимся в нескольких направлениях. На выставке соседствуют произведения реалистические и условные, этюдные и концептуальные, философские и лирические, исповедальные и иронические. Здесь сосуществуют натурный и романтический подходы, ужи-ваются не только разные направления, но и разные этапы развития — от непосредственного этюда на пленэре до картины социального содержания или же претворенного в воображении романтического образа.

Основополагающие понятия «человек» и «природа» непрерывно переживают глубинные изменения. Каждое поколение заново осознает понятие «родина». Представленные жанры отличаются большой устойчивостью, однако они отражают характер мировосприятия поколения, его актуальные этические, эстетические, социальные проблемы и свидетельствуют о своем времени.

Принципиально деидеологизированные, неполитизированные жанры играли и играют очень важную роль в нашей культуре, обращая к вечным истинам, давая возможность ощутить породненность с миром, оставаясь территорией для совершенствования и свободного поиска новых художественных средств, формирования новых путей искусства. Современный пейзаж опирается на мощную традицию русской живописи 19 в., понимающей природу как одухотворенное, очеловеченное пространство, освещенное высшими смыслами. Ни в одной иной культуре пейзаж не играл столь важной и парадоксальной роли — средства постижения души своего народа. Ни одна культура не сформировала столь богатый и разнообразный арсенал средств запечатления пейзажа. Пейзаж служил средством формулирования и утверждения национальной идеи, способом выражения патриотических смыслов. Ни одна культура не создала пейзаж, насы-щенный тончайшими оттенками чувств, настроений, движений души. Пейзаж стал пространством поисков ответов на самые важные вопросы. Традиционной для русского искусства является тема единства души человека и природы.

В контексте культуры социалистического реализма камерный пейзаж является территорией независимого частного творчества и сферой разрешения чисто художественных проблем, составляя единственную альтернативу официальному искусству. В 1960-70-е гг. пейзаж обретает концептуальность, становится способом формулирования собственной идеи. Природа становится не только предметом любования, но и философского осмысления. Искусство обратилось к ассоциативному мышлению, символической трактовке образа. Такой подход адекватен экологическим императивам, идеям многообразия и вместе с тем уникальности нашего мира. Восприятие природы человеком индустриального общества окрашено ощущением хрупкости, уязвимости гармонии живого мира и в то же время — незначительности цивилизации (Э.Завьялова). Космичность восприятия, переживание единства мира дает грандиозное видение Земли как одушевленного организма (С.Щербаков, Э.Романеску). В то же время настойчиво звучит тема умиротворения, мотив человека, ищущего покоя (Н.Анфилова). Ху-дожник конца 20 в. свободно оперирует традициями и открытиями всех культур, в том числе и народных, национальных, но прежде всего — самого 20 в. Отголоски импрессионизма звучат в работах Ф.Модорова, фовизма — у Д.Журавлева, экспрессионизма – у Ю.Камелина, кубизма — у В.Тихонова, примитивизма — у И.Орлова. Для современного пейзажа характерна очень большая степень претворенности впечатления. Художник все чаще оперирует знаками и формулами (С.Волков). Сегодня становится ясно, насколько важно и непросто прорваться через наслоения стилей к самой жизни.

Несмотря на отдаление человека от природы и развитие цивилизации природные мотивы в искусстве не теряют своей значимости, хотя и обретают иные смыслы.

Искусство рубежа 20- 21 вв. было вынуждено конкурировать с агрессивной, не отмеченной гуманизмом реальностью. Реальность 1990-х дискредитировала себя в глазах преданных ей реалистов, с каждым днем удаляясь от идеала. Спасительным для искусства средством оправдания реальности стало соотнесение ее с вечным, прозрение в ней архетипа. В очередной раз обнаружилась спасительная миссия «малых жанров»: пейзажа, натюрморта, анималистики, в системе которых человек встречает устойчивые мотивы, подключенные к традиционно сложившимся иконографическим комплексам. Эти жанры живы и расширяют свои полномочия. Они могут устремлять к жизни и защищать от травмирующих ее сторон, могут быть окном, сейфом, зеркалом и экраном.

Анималистический жанр — один из самых молодых в нашей стране. На выставке представлены работы основателей жанра В.Ватагина и И.Ефимова. Для отечественной анималистики свойственно понимающе-сочувственное отношение к животному, способность воспринимать его не отстраненно, а сопереживая. Эти произведения различаются в степени близости к натуре, однако все они являются результатом долгого изучения животных. Художники 20 в. стремятся к обобщению, избегают мелочей, большое внимание уделяют эмоциональной составляющей образа и остроте характеристики, окрашивают нежностью и юмором (А.Марц). Они обращаются к различным материалам: бронзе, дереву, керамике, фарфору, добиваясь выразительности образа и раскрытия неповторимых возможностей материала. Их работы не только вызывают восхищение и любование, но призывают к милосердию и гуманности (А.Белашов «Материнство»).

Изображение природы требует от художника остроты восприятия и памяти, совер-шенного знания природных форм и способности к сопереживанию. Пейзажный подход предполагает целостность видения мира, обостренное чувствование естественных ритмов, движений, пронизывающих все мироздание. Художник всем существом ощущает природу, впитывает, перевоплощается. Он видит растение или животное как органический элемент целостной жизни. Как правило, это исследователи и путешественники, мудрецы, способные разглядеть совершенство мира.

Поэзия их произведений утверждает непреходящие ценности и общезначимые смыслы, не наставляя, не декларируя. Неповторимость живого мира сегодня стала полярной звездой в конъюнктуре человеческих ценностей. Природа определяет состояние людей и является генератором сложного спектра реакций, самым необходимым из которых остается чувство единства человека и мира. Общение художника с природой переводит злободневные, временные проблемы в план поиска устойчивой гармонии человека и среды, придает большую силу идеям нравственного порядка. Ведя диалог со зрителем через природу, художник предлагает ему иную систему мышления, которая меняет угол зрения на события жизни и выявляет ценное в простом, незаметном. Важнейшая задача искусства, воплощающего образы природы — стать эстетической силой, воздействующей на людей, воспитывающей в них сочувственное, разумное отношение к живой природе.

Перед открытием выставки в 15.00 состоится Флористическое шоу, организованное при поддержке Волжского ботанического сада. Мастера-флористы, участники международных турниров расскажут об основных направлениях их искусства и проведут мастер-класс.